Кубанские Новости
Общество

Проблема крупным планом. Поселок Российский: погружение в реальность

Есть на северной окраине Краснодара небольшой поселок Российский. Красивое название, данное ему в 1977 году, вроде бы даже к чем

Есть на северной окраине Краснодара небольшой поселок Российский. Красивое название, данное ему в 1977 году, вроде бы даже к чему-то обязывает. Но проблемы поселка типичны для всего нашего большого государства.

Перед выборами сюда приезжал будущий кубанский губернатор Вениамин Кондратьев. Был возмущен, скажем так, низким качеством жизни. (Думается, если бы приехал сейчас – результат был бы тот же, ведь подобные вопросы у краевой администрации «на контроле»). Потом приезжал будущий мэр Владимир Евланов, ибо поселок входит в состав Калининского сельского округа и Прикубанского внутригородского округа тоже. Евланов тоже возмущался. Потом оба уехали, а поселок остался.

Прошли выборы. Мы подумали и приехали сюда вместе с фотокорреспондентом. Нас никто не встречал. Те, кого мы встретили, тоже возмущались.

Знакомство

На конечной остановке маршруток и школьных автобусов высаживались детишки, белый верх и черный низ, их встречали мамы. Они вспомнили, что тут раньше были дачные участки, потом дачи потихоньку расстроились. Их назвали поселком.

– Наша беда – отсутствие своей школы, – со вздохом говорит Светлана Дикая. – Все дети ездят в школу № 62, в поселок Индустриальный. До остановки – больше километра пешего пути вдоль лесополосы. Там нет освещения, ходить по темноте и дети боятся, и мы. А когда пойдут дожди, там такая грязища будет! Вторая наша беда – нет детского сада. Хотя приезжали из города, обещали построить. Третье – нет газа. Обещают, а до сих пор не провели…

Дочка теребит маму за руку, и наши собеседники уходят. Фотограф снимает детей, бредущих домой в дорожной пыли. С одной стороны площади – магазинчики, с другой – остановка, кафе и лесополоса с бурьяном. В ней, кроме множества пустых бутылок, густые заросли амброзии. Это действительно русский поселок. В кафе с явно нездешним названием «Камчатка» – пустыня чистых столов. «Вы местная?» – спрашиваю продавца. Городская. Хотя как отличишь? Выручает немолодая узбечка Динара, проходившая мимо лесополосы. Говорит охотно.

– Живу тут 30 лет. Поселок ширится, но неудобства остаются. Например, возле остановки на улице Комарова как не было светофора, так и нет. Для меня это проблема. Другой вопрос – газ. Частично его в поселок провели, но лично у нас в доме газа нет. Старый барак на 10 семей почему-то в план газификации не взяли. У меня большая семья, восемь человек, в квартире холодно, сыро, зимой болеем постоянно. Никому мы не нужны… Нам на собраниях говорили, что дом газифицируют, но что-то не получилось. Нет школы и детсада. В школу ездить далеко. Помню, дочке еще 10 лет было, автобус на колдобине так тряхнуло, она руку сломала и даже повредила позвоночник. Но это давно было, когда еще воды не было, помню, тут все жители мучились, когда совхоз с водоканалом разбирался, нас отключали, мы везде ходили, жаловались…

Мы идем вдоль лесополосы. Там все тот же мусор. Динара вздыхает.

– За вывоз мусора мы, кстати, платим 600 рублей в месяц – а его не убирают. Амброзия, грибок в домах, я столько лет в совхозе отработала, артрит, а группу так и не дают…

Женщина машет рукой и идет дальше, позабыв обо мне. Чувствую себя виноватым – нахлынуло на человека, вся жизнь перед глазами.

В центре

Центр – это более-менее ухоженная территория у коттеджного поселка. Здесь чисто, есть детские площадки и столбы с освещением. Но в полдень тут жарко и пусто. В тени сидит одинокая продавщица арбузов и фруктов Гаянэ Григорян.

– Газета про нас вспомнила? – улыбается. Удивительно, но обычно люди так и реагируют. – Да, к нам приезжали перед выборами из края и из города, милиция была, обещали дорогу сделать. Кроме школы и детсада, нам очень нужны детская поликлиника и детское кафе – поселок новый, тут вот коттеджи, там – садоводческое товарищество, очень много молодых жителей с детишками. Евланов обещал, сама слышала, здание под детсад, но оно совсем неподходящее…

Смотрю на двухэтажное здание со стеклянной верандой. Оно больше похоже на кинотеатр или торговый центр. Захожу в магазин. Тетя Вера у прилавка радостно сообщает, что грязи возле лесополосы скоро будет по колено. Она рада, что возле коттеджей появилось уличное освещение, иначе ночью тут просто страшно. «В поселке много строителей-азиатов, они по вечерам кучкуются, вроде бы смирные, но некоторые на вид – чистые боевики». В ее жилой «кубик» свет жильцы протянули сами, а вот газ провести – «без вариантов». Охотно верю. Дачные окраины живут в своем измерении.

– У нас электрический котел стоит, у соседей – газовые баллоны. Жилой стройкомплекс мог бы помочь с газификацией – но у них очень дорого. Очень!

Глас вопиющего в поселке

К нашему разговору подключается мужчина, его зовут Александр.

– Поймите, дачные участки тут раздавали еще в 90-е. Прошло 25 лет, и электрификация поселка, скажем так, прошла за деньги населения. Также за свой счет мы периодически делаем ремонт местной гравийки, год назад я лично отсыпал вот сюда два тонара – потому что надоело месить грязь, – Александр указывает на часть дороги возле магазинов. – Город обещал еще год назад обустроить тут тротуар. Страшно сказать – во всем поселке ни одного тротуара! Так и ходим с детьми по обочинам. В Российском минимум 3000 жителей: 600 квартир в жилкомплексе, 300 – в садоводческом товариществе, еще 200 квартир скоро сдадут новоселам. У нас тут куча детворы! Как ей тут жить? Я ходил к помощнику депутата, три года как обещает. Как его зовут? Да какая разница, как его зовут, как меня, как вас, главное, что мы как жили плохо, так и живем, сами по себе!..

Дорогу на улице Комарова ремонтировали на скорую руку, к выборам, там опять появились выбоины и ямы. Столько денег уже вбухали в ремонт, а дороги как не было, так и нет…

– Лично мне не верится, что город чем-то реально поможет. Понимаете, если вваливать сюда деньги, то их надо много, а средств нет. Мне кажется, что мы тут состаримся и умрем, и ничего тут не будет, – вдруг говорит Александр. Мы смотрим друг на друга. – Все здесь живут, как будто они – временные жители, никому ничего не надо.

От души сказано. Собеседник смотрит на детскую площадку на той стороне улицы.

– Это хорошо, что тут жилкомплекс появился: они сделали водокачку, провели воду, канализацию, поставили два трансформатора. Частные застройщики, выходит, за три года сделали для жителей больше, чем городские власти. Видите детскую площадку? А там одна амброзия была!..

Мы уезжаем. Немного грустно от столкновения с реальностью. Конечно, власти в курсе, они контролируют ситуацию. Подключимся и мы. Разве нормально, что из поселка хочется поскорее уехать?

Российский, он такой один. Но он такой не один…

КОММЕНТАРИЙ

Глава Калининского сельского округа Игорь Ляшенко находился на выезде, на территории Прикубанского округа. Комментарий он дал охотно.

– Хотел бы уточнить, что Вениамин Кондратьев и Владимир Евланов накануне выборов приезжали к избирателям не в сам поселок, а на улицу Тепличную, и жители Российского приходили туда. Фактически поселка Российского на карте нет – это условное название микрорайона, входящего в состав Краснодара. Но проблем от этого не меньше. Понимаю, на что люди жаловались, могу сообщить хорошие новости.

Во-первых, земельный участок под строительство в поселке школы и детского сада администрацией города нам отведен, это 3,2 гектара на пересечении улиц Тверской и Федора Щербины, в самом начале поселка. Это муниципальная земля, ничего выкупать не надо – земли целевого назначения выделены городским департаментом строительства и архитектуры. Когда начнется строительство – лучше спросить у них, но не в этом году.

Что касается больной темы – газификации, этот вопрос лично курирует замглавы по вопросам городского хозяйства, ТЭК и жилищным вопросам Евгений Первышов. Евгений Алексеевич провел несколько совещаний, есть первые результаты – для жителей поселка организовали кооператив. Нам активно помогает новый депутат городской Думы Павел Носаленко. Утверждена схема газификации поселка. На первом этапе будет установлен шкафной регуляторный пункт (ШРП), что позволит газифицировать 10 частных домов, на втором будет установлена газораспределительная подстанция, и мы газифицируем еще 37 многоквартирных домов. Руководство «Горгаза» пошло навстречу, схема утверждена, Александр Семенко и его зам Ирина Помещик в курсе и также контролируют ситуацию. Завтра, 7 октября, мэр Владимир Лазаревич Евланов приедет в поселок лично…

Надеемся, непростые вопросы будут решены. А то зима на носу.

Герман ДЖУЛАЕВ.