Кубанские Новости
Общество

Гамбит с цугцвангом

Наш корреспондент Сергей ШВЕДКО рассуждает о невыгодных «играх» вокруг Донбасса

Тот, кто когда-либо играл в преферанс, понимает весь драматизм фразы «Нет расклада «лучше» в мире, чем четыре на четыре». Это когда у тебя с соперником одинаковое количество козырей, а проиграет тот, кто ходит первым.

Нечто подобное сейчас происходит в геополитической игре вокруг Донбасса. Минские договоренности, которые, вроде бы, должны выполняться, принципиально не устраивают ни одну из сторон. Киев ни в какую не хочет не то что договариваться – даже садиться за один стол с «террористами» из ДНР – ЛНР. А те, в свою очередь, не хотят возвращаться к «мачехе», которая вслух мечтает об образцово-показательном закатывании в асфальт мятежных регионов. Казалось бы, зачем тогда вообще нужны такие соглашения?

На самом деле, глубокий смысл этих дипломатических ристалищ заключается в переведении конфликта в невоенное русло. Логика здесь весьма извилиста: Донбасс возвращается в состав Украины в качестве двух государств в государстве. Так накручено, что, как говорится: кто поймет – тому половина. Но именно благодаря тому, что гарантами выполнения чертовой дюжины его пунктов выступили Россия, Германия и Франция, кровопролитие на юго-востоке, хоть и не сразу, может, и не навсегда, но прекратилось.

И когда стало ясно, что дело идет к перемирию, обе стороны противостояния принялись за дело: Украина продолжила увлекательное построение параллельной реальности, а донбасские республики, сопя в две дырочки, начали государственное строительство. В результате Донецк с Луганском все дальше отплывали в сторону России. Сначала в качестве основной валюты сюда зашел рубль, затем – школьные учебники и стандарты образования (о гуманитарной помощи и, скажем так, неофициальном военно-техническом сотрудничестве я вообще молчу). А на осень были назначены выборы, которые стали бы еще одним шагом фактической легализации республик.

И все бы ничего, но неумолимо приближается Новый год, а с ним и конец действия Минских соглашений, за выполнение которых борются все, но в разных вселенных. В результате уже в январе, под одобрительные улыбки «наших заокеанских партнеров», война на Донбассе опять может полыхнуть в любой момент. Этого хотят многие в Киеве, но такой вариант не устраивает Берлин с Парижем, у которых, кроме чокнутой Украины, забот – выше крыши.

Естественно, такого не могут допустить и в Москве. Поэтому на последней встрече четверки всего за каких-то пять часов переговоров был найден компромисс: начать выполнять то, что уже было решено раньше. В качестве жеста доброй воли республики перенесли свои выборы, что дало повод Порошенко радостно заявить о начале возвращения Донбасса на Украину, а многим жителям Новороссии серьезно задуматься над вопросом, не слил ли их таки Путин.

Конечно, не очень приятно, когда на полпути тебе кричат: «Поворачивай!» – и ты вынужден это делать. Но в данном случае такой шаг оправдан. Как в шахматном дебюте, когда жертвуется пешка, чтобы получить преимущество в темпе.

Теперь мяч – на половине поля Украины. И что должно сделать руководство страны для организации донецко-луганских выборов? Загибаем пальцы: согласовать с республиками и принять изменения в Конституцию, а на их основании опять же утвердить с ДНР – ЛНР и принять Закон об особом статусе Донбасса, еще один – об особенностях выборов здесь, наконец, об амнистии ополченцев. И вишенка на тортик: отменить так называемую антитеррористическую операцию, потому что во время и в месте ее проведения никаких выборов быть не может.

В результате Порошенко, опять же выражаясь шахматной терминологией, попадает в цугцванг (положение партии, при котором соперник вынужден сделать невыгодный ход. –Прим. авт.) С одной стороны, выполнить эти обязательства он ужас как не хочет и главное – не может. А не выполнив – попадет под объединенный немецко-французский пресс. Меркель и Олланд за такое по голове не погладят, в лучшем случае отправят «работать над ошибками». И переговоры-встречи-переговоры могут длиться еще очень долго. Вот Палестина с Израилем уже лет 60 переговариваются, и все толку мало.

А Донбасс тем временем, даст Бог, отплывет на безопасное расстояние от «берега людоедов».

shvedko@kubnews.ru