Кубанские Новости
Общество

В Краснодаре появилась новая улица – первого редактора «КН» Петра Придиуса

Имя нашего первого главного редактора увековечено в названии одной из краснодарских улиц. Однако это, пожалуй, и все, что было д

Имя нашего первого главного редактора увековечено в названии одной из краснодарских улиц. Однако это, пожалуй, и все, что было до сих пор известно. Нам захотелось большего – пройти по этой земле, познакомиться с ее обитателями, разузнать, читают ли они книги Петра Придиуса и его «Кубанские новости»? Ради этого мы и отправились в путь.

Как проехать на улицу имени Петра Придиуса, в Краснодаре скажет не каждый. И редакционной машине пришлось долго петлять в лабиринтах «спальников» вблизи улицы Дзержинского. Майя Придиус, прямая наследница громкой фамилии, в экипаже водитель – фотокор – корреспондент играет одну из главных ролей – штурмана. Перед поездкой она пересмотрела ворох карт и путеводителей. И теперь вся надежда на шпаргалки из ее блокнота.

– Заезжаем со стороны Западного обхода. Поворот направо… Через пять километров начнутся новостройки, – уверенно объясняла дорогу Майя.

Около километра пришлось потрястись. В микрорайон еще не проложили ни грунтовой, ни асфальтовой прямой и близкой дороги. Хорошо, что машинами уже утрамбована колея, по которой мы и вырулили, сами того не ожидая, к столбику с фанерной, накрепко прибитой табличкой «Улица Придиуса». Деревянный черенок опутывали ароматной паутиной иссушенные летней жарой непонятного происхождения растения.

– Ах! – умилялась Майя, – на его улице растут полевые цветы, которые он так любил.

Оборачиваться в сторону степи, поросшей бурьяном, не хотелось. Тем более что обратили внимание на приветливо махавших нам руками рабочих, огораживавших коттедж ячеистой рабицей. Оказалось, что нас приняли за покупателей. Словоохотливые мастера наперебой расхваливали перспективный район:

– Вся земля здесь продана. Трава по пояс – не смотри, – это не свободные участки, а пока что не застроенные. Но, если хочешь, деньги есть – плати фирме, будет дом, когда надо, – с трудом подыскивали слова гастарбайтеры.– Сам не строй: кирпич привезешь – украдут, цемент привезешь – украдут, песок привезешь – украдут.

Когда разобрались с нумерацией несуществующих домов, оказалось, что табличка установлена в конце улицы. Единственный жилой дом в самом начале. И до него еще доехать надо.

По пути Майя спохватилась:

– Собиралась взять с собой стопку папиных книг. Распечатала листовки с рассказом о его жизни – должны же люди знать, кто такой Придиус. И забыла. Придется, наверное, сюда возвращаться.

Вместо книг выглянувшему на шум мотора хозяину дома мы подарили несколько номеров «Кубанских новостей».

– Эту газету читаю, но понятия не имею, что общего у нее с Петром Придиусом, – простодушно признался Алексей Хижняков, водитель такси. – Когда нам с женой документы оформляли, объяснили, что улица носит имя писателя. Потом мы с ней заинтересовались и навели справки. Узнали, что Петр Ефимович был правой рукой бывшего кубанского губернатора Батьки Кондрата, советником известного политика Медунова… Приехал на Кубань с казахской целины. И хотя вообще на чтение книг времени не остается, но для Придиуса выкроим. Как-нибудь заеду в библиотеку. А вот на «Кубанские новости» теперь подписаться придется, ведь мы же почти родственники.

Так вот и познакомились. Майя по характеру человек общительный. Ей хватило пяти минут, чтобы просветить нового знакомого насчет творческого наследия своего отца. И пообещать в следующий раз привезти в подарок его книги.

В дом Алексей так и не пригласил. Намекнул стеснительно, что стены еще от штукатурки не просохли. Постояли с ним у порога. Послушная хозяйской команде «Свои!» овчарка Берта, вильнув хвостом, скрылась в будке.

– Степь да степь кругом… Путь далек лежит. Не про вашу ли улицу песня? – поинтересовалась.

– Все от мироощущения зависит, – рассудил Алексей. – У меня душа совсем на другой лад настроена. Если уж петь, так «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…».

Правда, ради этой сказки, как выяснилось из разговора, пришлось продать городскую квартиру. Денег как раз хватило, чтобы рассчитаться со строительной фирмой и пробурить скважину. Да еще огородить свои восемь соток забором. Со временем поставит ворота. И дом станет, как крепость. Только когда это будет?

– Быстро сказка сказывается, – пожимает плечами первопоселенец. – Дело, к сожалению, не скоро делается. Света нет, газа нет, отопления нет. Когда будет и почем, никто не скажет. Поблизости нет ни поликлиники, ни магазина. Зато есть гравийная дорога прямиком к школе. Скоро сосед, фермер из Неберджаевской, новоселье справит. На земле Петра Придиуса он аж два участка купил. А вот кто остальные 22 двора заселит – время покажет.

Такую «экскурсию» провел для нас «целинник». Именно так, ведь новорожденная улица Петра Придиуса для Алексея Хижнякова – та же целина. Все начинать с нуля приходится.

Только он не унывает:

– В микрорайон по соседству уже провели электричество. А до него совсем рукой подать. Значит, и в наше «темное царство» скоро пробьется луч света. Зато здесь мы на улице Петра Придиуса – на своей земле. И дышится так легко. И все, что ни посадишь, растет, как на дрожжах. Петрушка, сельдерей, укроп, помидоры, картофель… Все с огорода. В доме жена развела оранжерею экзотических растений. А что – совсем неплохо: живем в городе, как в станице. Теперь отсюда – никуда.

– Отец наверняка назвал бы эти просторы островком свободы, – предположила Майя и от себя добавила: – И еще, как вижу, самых счастливых людей.

Года три существует на карте города улица Петра Придиуса. Узенькой полоской тянется она между такой же пустынной, символически размеченной колышками улицей известного писателя и краеведа Виталия Бардадыма. При жизни они были товарищами, единомышленниками. А теперь на скрещении своих судеб стали близкими соседями. И маяками в светлое будущее для тех, кто будет жить на их земле.

Людмила РЕШЕТНЯК.