Кубанские Новости
Общество

НЕлауреат Толстой

Наш корреспондент Сергей Шведко считает, что мировая литература – это одно, а Нобелевская премия по литературе – совсем другое.

Какие чувства вы испытываете, когда слышите имена Карла Гьеллерупа, Хенрика Понтоппидана, Карла Шпиттелера и Сигрид Унсет? Неужели никаких? Только не говорите, что вам неизвестны Перл Бак, Франс Силланпяя, Халлдор Лакснесс, Шмуэль Агнон и Нелли Закс. Что, вы не знаете даже их? Да ладно! Ну а хотя бы Тумаса Транстремера и Патрика Модиано? Боюсь, что 99,9 процента людей на этот вопрос ответят отрицательно. А вот количество людей, знающих имена Ахматовой, Блока, Борхеса, Лорки, Ремарка и Чехова, – несравнимо больше. Я даже подозреваю, что многие читали их произведения. В этой связи ответьте на вопрос: в чем разница между первым и вторым списками? В том, что первые – признанные гении мировой литературы, удостоенные Нобелевской премии, а вторые, с точки зрения Нобелевского комитета, – не бог весть какие писателишки, недостойные такой высокой чести.

Скажу больше, кандидатуру Льва Николаевича Толстого тоже в свое время выкинули из списка претендентов. Потому что секретарь Шведской королевской академии, имени которого сегодня уже никто не помнит, резко выступил против этого сторонника «примитивного образа жизни, оторванного от всех установлений высокой культуры».

О чем этот мой окололитературный экскурс? О той дискуссии, которую вызвало присуждение Нобелевской премии Светлане Алексиевич. Патриотическая часть интеллигенции вполне справедливо говорит о политической подоплеке события. Особых литературных талантов за лауреатом не замечалось, зато ее русофобия общеизвестна. Вот один из ее перлов: «А Путин, похоже, пришел надолго. Опрокинул людей в такое варварство, такую архаику, средневековье. Вы знаете, это надолго. И еще церковь в этом участвует… Это не наша церковь. Церкви нет». Или фраза о том, что в России и Беларуси в последние годы выросли агрессивные и опасные для мира люди. Короче, полный «супнабор» того, что надо знать западному обывателю о нашей стране в эпоху санкций.

О политических мотивах награждения говорит и тот факт, что Алексиевич уже представляли на «Нобеля» в 2013 году, но не дали: видно, было еще не время. Зато теперь оно наступило. Конечно, присуждение премии этой писательнице вызвало бурю радости среди «демократической» оппозиции, мол, смотрите, «ватники», какие с нашей стороны суперталантливые люди. И весь мир за нас!

В этом очередном споре, как мне кажется, есть одна методологическая ошибка: стороны некритически воспринимают тезис об исключительной ценности Нобелевской премии. Дескать, она и есть объективное мерило таланта писателя. Надо отметить, что такое представление было перенесено из научной среды. Действительно, нобелевским лауреатом по физике или химии может стать только гениальный ученый, совершивший открытие, правильность которого к тому же подтверждена временем. Но проблема в том, что литература – это не наука и «поверить алгеброй гармонию» невозможно. Зато можно, прикрываясь авторитетом серьезной организации, воплощать свои политические пристрастия и личные вкусы в ее решения.

Как говорят в таких случаях: «Самозванцев нам не надо – командиром буду я!» Вот и командуют нобелевские академики, как хотят. И получаются очень интересные результаты. Ни в коем случае не сомневаюсь в литературном даре представителей Северной Европы, но что-то неладно в шведском королевстве, если из общего количества нобелевских лауреатов 14 писали на скандинавских языках и только шесть – на русском. На китайском или японском – вообще по два лауреата, а среди жителей Индии – страны, которая еще в древности обогатила всемирную литературу Ведами, «Махабхаратой» и «Рамаяной», кроме Рабиндраната Тагора, вообще не нашлось достойных.

Вот и получается, что мировая литература – отдельно, а Нобелевская премия по литературе – отдельно, и линии их судеб пересекаются не очень часто. Поэтому ломать копья из-за получения премии Светланой Алексиевич не стоит. Эти немалые деньги следует считать не признанием мировых заслуг, а обычным иностранным грантом, которые щедро дают разные «неправительственные организации» нашим оппозиционерам. Тогда все станет на свои места.

shvedko@kubnew.ru