Кубанские Новости
Общество

Парижские сезоны наивных художников

В Краснодарском художественном музее им. Ф. Коваленко открылась выставка. Прошел мастер-класс. Все вроде бы обычно. Но не в этот

В Краснодарском художественном музее им. Ф. Коваленко открылась выставка. Прошел мастер-класс. Все вроде бы обычно. Но не в этот раз. Художники – молодые люди с ограниченными возможностями здоровья.

И выставочный зал сегодня выглядит сегодня совсем по-другому: много света – картины невелики и очень похожи на детские рисунки. Такую живопись трогательно называют «наивной». Море и маяк, прогулка в лесу, берег реки, городской пейзаж, воздушный шар, устремленный в небо, отдыхающие на пляже… Все это работы воспитанников «Инва-студии». Организация – общественная, то есть держится только на энтузиазме неравнодушных людей. Каждый день в студию приходят преподаватели, волонтеры, чтобы провести время с инвалидами. Они занимаются в Краснодаре, нашли недавно помещение и в станице Елизаветинской – там у них филиал.

– Более 20 лет мы занимаемся проблемами ребят с ограниченными возможностями здоровья, – говорит Василий Руськин, художественный руководитель «Инва-студии». – А именно – реабилитацией детей-инвалидов средствами искусства. За это время разработали целый комплекс «творческого восстановления» через духовность, культуру, образование, арт-терапию. Что конкретно мы делаем? Обучаем живописи, занимаемся декоративно-прикладным искусством – плетем из соломки, расписываем деревянную посуду, проводим занятия по иконописи. Поначалу набрали всего несколько деток, теперь за год «творческую реабилитацию» у нас проходят сотни человек, есть группа инвалидов-ампутантов. Вы знаете, в студию они приходят замкнутыми, недоверчивыми, потом раскрываются. Уроки искусства для наших «птенцов» – как таблетка: они учат их размышлять, фантазировать, общаться друг с другом. Да вот и они сами, посмотрите.

Талант с третьего этажа

Ребята расположились за мольбертами здесь же, в музее, на импровизированном пленэре. Это мастер-класс. Перепачканные зеленой и красной краской, они немного стеснялись тех, кто пришел посмотреть на их работы. Но рисовали увлеченно, с улыбкой на губах.

У каждого масса диагнозов: задержка развития, дефекты речи, органические поражения головного мозга… Нет, не так! У Миши Манукяна – пасторальная картинка: голубое небо и лесок, отраженные в тихой лазури озера. Деликатно подходит Павел Бабенко, преподаватель, член Союза художников России, рассказывает, что, если водную гладь сделать белой, она засветится, словно солнце. Миша, наносивший голубую краску, берет тряпочку и стирает ее, макает кисть в белую. Он занимается в студии пару лет. Привела, точнее, привезла на инвалидной коляске его мама. Тяжело ей спускать юношу с 3-го этажа – помогают соседи. Зато Миша преуспел в пейзажах.

Вот и еще пример: Саша Савельев из краснодарского поселка Лорис. «Тяжелый» инвалид с поражением динамики движений и речи. Парню нет и 30-ти, а он окончил 5 вузов, пишет книги, написал сотни статей в газеты и для научных журналов.

– Он может не только украсить своим присутствием любой вуз, но и принести реальную пользу Отечеству, – говорит Василий Руськин. – Но талант долго был не востребован. Студия поддержала Александра, стала приглашать его на свои мероприятия, телепередачи. Слава Богу, на него обратили внимание!

Картины из мусора

– Я третий год преподаю в «Инва-студии», – говорит Павел Бабенко, – хотя до этого педагогическая работа меня не прельщала – помышлял заниматься только творчеством. Но пути Господни неисповедимы, и несколько лет назад я по приглашению попал в эту студию. Не знаю, что меня побуждает, но, как штык, два раза в неделю прихожу к нашим ребяткам. Привязался к ним, конечно, не могу уже без этого. Что, вы думаете, я делаю в свободное время? Хожу по мусоркам и собираю для них фанерные дощечки. Мою их, чищу и грунтую. Вот на них наши дети и рисуют. Холсты стоят дорого, самый небольшой – не меньше тысячи рублей!

Смотришь на их рисунки и не веришь, что всего год-два назад эти юноши и девушки не могли держать кисточку в руке. Теперь у Павла Бабенко новая задача. Инвалиды живут только за счет своей очень небольшой пенсии. Им важно зарабатывать, да хотя бы на краски и холсты. Бабенко, как может, продвигает их творчество. Теперь, если он проводит свою выставку, в афише обязательно есть приписка «Наивные художники Кубани», то есть в его экспозиции есть и работы учеников «Инва-студии». Чтобы этого достичь, ушло немало времени и сил – учились, набирали материал. Теперь «наивные художники» под его руководством создали уже около 200 работ. Бабенко планирует выпустить и альбом с их картинами.

Дружба до Кремля доведет

Но и это еще не все. Деятельность студии не ограничивается школой искусств. Для инвалидов важно общение, познание мирового культурного наследия. Поэтому с помощью спонсоров, меценатов руководители кружка организовывают им поездки по стране, за границу.

– Посещаем с ребятками музеи, выставочные залы, храмовые комплексы, знакомимся с интересными творческими людьми, – говорит Василий Руськин. – Нас уже хорошо знают и в России, и в Европе, и сами приглашают на экскурсии.

Причем ребята не только любуются шедеврами мирового искусства и архитектуры по всему миру, но и выставляют свои работы. Много раз делали экспозиции в Москве – в Кремле, в Госдуме, в Доме кино, в Малом театре, в Художественной академии. За эти годы у руководства студии и ее воспитанников сложилась крепкая дружба со многими деятелями культуры – Юрием Соломиным, Зурабом Церетели, Владимиром Спиваковым. Много делал для кубанских инвалидов политик Геннадий Селезнев: привозил вещи, дорогие книги по искусству, альбомы, краски для воспитанников «Инва-студии», общался с ними, помогал организовывать выставки.

Колокольчик для Папы Римского

– Особенно запомнилась экспозиция в Париже, – вспоминает «абориген» студии Маша, – мы ездили на открытие Дягилевских сезонов, побывали в Лувре, на Эйфелевой башне. А в прошлом году были в Ватикане – один из наших ребят, Сережа Зенин, подарил соломенный колокольчик Папе Римскому Франциску. Он благословил каждого ученика, а наши преподаватели вручили Папе его портрет и икону Святого Франциска – все создали сами. Такое, конечно, не забудешь. Тогда у нас получились целые римские каникулы.

А еще говорили о том, что передвигаться по европейским городам намного удобнее, чем по российским. Там повсюду есть пандусы, лифты, оборудованные подземные переходы, указатели – не заблудишься. Да и просто ровные, без ям и выбоин на асфальте дороги – большое подспорье для колясочников, которые могут свободно передвигаться по улицам без посторонней помощи. У нас же передвижение по городу может быть просто опасно для жизни. И рассказали историю, как один из их знакомых – инвалид–колясочник с ДЦП – застрял в Краснодаре на улице Ставропольской между двумя трамвайными линиями. Колесо его транспортного средства застряло в яме, и он никак не мог выбраться, потому что плохо говорил и прохожие просто не понимали его: видимо, многие думали, что он просит там милостыню. Пока он не стал махать руками, никто ему не помог.

Да что там говорить, ведь покупка продуктов в супермаркете – тоже проблема. Например, инвалиды не могут дотянуться до высоких полок. По закону им в помощь должны приставлять отдельного продавца. Но на деле редко так получается – оказывается, что все продавцы заняты и у них нет времени на колясочников.

– Подобная история и с социальным такси, – говорит Вера, – оно есть, но пользоваться им неудобно. Заказывать надо примерно за месяц до планируемой поездки, и ходит оно до 17.00.

А вот в Европе удивило тогда ребят и то, что там есть даже отдельные районы для инвалидов – вся инфраструктура приспособлена специально под них. Хотя многие признали, что в последние пять лет в Краснодаре и Сочи тоже много сделано для их удобства – студийцы, кстати, побывали на сочинской зимней Паралимпиаде.

Лав-стори на закуску

В студии ребята не только работают руками, общаются, но и… женятся. Несколько лет назад все обсуждали любовный роман Константина и Кристины. Теперь это еще и творческий тандем – и дома, и в студии они вместе.

– Как только я увидела впервые Костю, сразу поняла – это мой будущий муж, – улыбается Кристина, – подружилась с ним и сама сделала ему предложение! У нас и краски одни на двоих, и жизнь. Собираемся в колледж поступать. Получить профессию в колледже или Краснодарском институте культуры и искусств – главные цели многих воспитанников «Инва-студии». И результаты есть: 50 воспитанников их уже окончили. И теперь бывшие воспитанники могут и деньги зарабатывать, и преподавать таким же, как они, в студии арт-чудес и потрясающих возможностей. Собственно, ради этого все и затевалось. А еще в планах у руководителей создать полноценный реабилитационный центр с филиалами по всей стране. Но тут даже таким энтузиастам без поддержки государства не обойтись.

СПРАВКА «КН»

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. Психологи считают, что арт-терапия благотворно влияет на настроение и психоэмоциональное состояние человека. Также существует танцевальная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и даже кукольная терапия.

Полина ФАЛИНА.