Кубанские Новости
Общество

ШАРЛецы и ЭБДОнки

Наш корреспондент Сергей ШВЕДКО о запретах, абсолютной свободе, морали и табу.

ПОДРОБНЕЕ в видеоблоге Сергея ШВЕДКО. Видео ищите здесь.

Жизнь любого человека ограничивается запретами. «Это - грешно… то - аморально… а это – вообще табу», - говорит ему социум. В общем, сплошная клетка, - вздыхает просвещенный индивид, грезя об абсолютной свободе. Конечно, прекрасно быть абсолютно независимым от общества, гордо неся себя как высшую ценность всего сущего.

А для того нужно совсем немного: разбить узы религии и морали. Этим сегодня как раз усердно занимается «соль земли западной»: интеллектуалы, политики, художники, нетрадиционные жители городов и весей, а также другие свободолюбцы. И надо отметить, они уже добились больших успехов. Но проблема в том, что ограничения, которые считаются рудиментами архаической эпохи, имеют вполне рациональные корни. Мало того, они играют роль арматуры, которая не позволяет бетону общества рассыпаться в прах.

Почему на скрижалях мировых религий высечен запрет на убийство себе подобных? Потому что это – неразумно. Во-первых, в результате можно напроситься на «ответку» родственников убиенного, а во-вторых – если все друг друга поубивают, то человечество погибнет.

Почему нельзя красть? Первоначально дело здесь не в морали, а экономике. Если все примутся за воровство, то кто будет производить блага, которые можно украсть? Опять же, кража – есть посягательство на собственность, из-за нее у вора могут быть немалые житейские проблемы.

Наконец, почему нельзя радоваться чужой смерти? Дело не в самом кощунстве, а в том, что за ним могут произойти вполне реальные действия оскорбленных тобой людей – в морду дадут или прибьют. Опять же, спляшут на твоих похоронах веселый танец.

Об этих реальных основаниях моральных запретов забывают борцы за свободу от условностей. А потом, когда, «обратка» их таки мучает, недоуменно спрашивают, как в том анекдоте: «Тю, а нас за шо?»

Все помнят о том, как террористы расстреляли дюжину сотрудников сатирического журнала «Шарли эбдо» за карикатуру, которая оскорбляла религиозные чувства мусульман. Тогда весь западный мир, поддержанный российскими либералами, в едином порыве воскликнул: «Я – Шарли!». Оправдывая кощунственные картинки, они в один голос утверждали, что для людей цивилизованных, свобода – высшая ценность, и ни один кровавый варвар не заставит отказаться от этого. А на все попытки их оппонентов объяснить, что свобода – это, все-таки, нечто большее, чем возможность гадить в души других, только презрительно кривили губы. Мол, что вы понимаете, дикие и убогие жертвы кремлевской пропаганды?

И вот теперь на улице «свободолюбцев» и цивилизаторов» снова праздник. Их светоч снова отличился, опубликовав карикатуры уже на крушение нашего авиалайнера в Египте. Трагедия, в которой погибло две сотни людей, и что самое больное – двадцать пять детей, объединила наше общество в едином порыве сострадания. Конечно же, высшее проявление свободы – обгадить все это. Вот только почему-то не слышно голоса неполживой интеллигенции в защиту кумира. Почему-то никто с надрывом снова не кричит «Я – Шарли». Может, потому, что самим гадко от этой выходки, а скорее – потому, что понимают: Париж с его цивилизацией далеко, а вот в «некультурной» России за то, что ты – подлец и подонок, можно и получить по физиономии. Слишком уж «закомплексованное» наше общество. Ему в морду плюнешь, а оно, почему-то драться лезет.

А вообще, подозреваю, что название «Шарли эбдо» скоро станет нарицательным. В смысле ругательством. Две сотни лет назад Наполеон уже предпринимал неудачную попытку «цивилизовать» Россию. Тогда же лексикон грубых и неженственных русских мужиков, вилами и дубинами изничтоживших просвещенную французскую армию, пополнился двумя новыми словами: шваль и шаромыга. Пройдет немного времени, и, думаю, в этот арсенал

добавятся новые слова . На обвинение оппонента: «Да ты последний шарлец!», последует незамедлительный ответ: «Сам ты конченный эбдонок!»