Кубанские Новости
Общество

Не заржавел ли бронепоезд?

Теракт во Франции, война в Украине, все это так далеко и крайне нежелательно для «нормальных людей». Но что делать,

Теракт во Франции, война в Украине, все это так далеко и крайне нежелательно для «нормальных людей». Но что делать, если беда придет и в наш дом? Куда бежать, где прятаться?

Все передовицы французских газет в субботу, 14 ноября, были посвящены трагедии, отозвавшейся и в наших российских сердцах. Нам ли после Буденновска, «Норд-Оста», бесчеловечнейшей расправы над детьми в Беслане и многих других терактов не понять людское горе? Еще свежа рана от потери пассажиров аэробуса А321…

В результате шести атак в Париже и пригороде французской столицы в пятницу, 13 ноября, по последним данным, погибли 129 человек, 352 были ранены, из которых 99 находятся в критическом состоянии. Группировка «Исламское государство» взяла на себя ответственность за теракты. На всей территории Франции введено чрезвычайное положение.

Я читаю французскую прессу. Самое частое слово на сайтах субботы – «война». Лейтмотив французской прессы: «Это война в центре Парижа».

Вот заголовки субботних передовиц: Le Figaro: «Война посреди Парижа», Le Monde: «Ужас в Париже» или просто «Ужас» (L'Équipe), «На этот раз это война» – Le Parisien, «Франция находится в состоянии войны», – читаем в издании «Sud-Ouest» . С ним солидарен l'Est républicain: «Террористическая угроза в настоящее время укоренилась на французской почве. На самом деле это означает жизнь в непрерывном состоянии войны».

Президент Франции Франсуа Олланд начинает свою речь также со слова «война»: «Дорогие соотечественники! То, что произошло вечером в Париже и в Сен-Дени, – это акт войны. И во время войны страна должна принимать соответствующие решения. Эта война была начата армией террористов, джихадистами так называемого «Исламского государства», против ценностей, за которые мы боремся во всем мире. Против того, чем мы являемся, – свободной страной, которая заявляет об этом всей планете. Этот акт войны был заранее подготовлен, организован, спланирован за пределами Франции при помощи людей в самой Франции, личности которых следствие установит».

Я оставлю за пределами своего внимания тему мирового сочувствия России, когда упал наш самолет с туристами, не стану говорить о карикатуре скандального еженедельника, в нескольких шагах от редакции которого была совершена одна из пятничных атак террористов, и не буду рассматривать варианты стратегии Франции в отношении беженцев и противостояния террористам. Экспертов по этим вопросам достаточно.

Поговорим о другом. Мы все в очередной раз убедились, как нестабилен мир и как хрупка человеческая жизнь. Это новая реальность. Пожалуй, мало у кого сегодня есть уверенность в том, что его жизнь или жизнь близких защищена от возможных провокаций или атак террористов-смертников.

Два года назад резко осложнились отношения между русскоязычными регионами Украины и радикально настроенным на украинизацию центром. Однако до апреля 2014 года сценарий войны с бомбежками, эвакуацией, с гибелью мирного населения жителям Донецка и Луганска показался бы бредом. Таким же невозможным представлялся это факт нам. Но случилось.

А потому мы должны отдавать себе отчет в том, что все, что так далеко и крайне нежелательно для нормальных людей, в теории может прийти и в наш дом.

Мы часто слышим завывание сирен. Специалисты ГО И ЧС проверяют работоспособность оборудования. Сирены нервируют людей звуком, но больше ощущением полной растерянности. А что, если сработает не понарошку, а всерьез? Что делать? Куда бежать? Где укрыться?

– Первым делом включите телевизор, – посоветовал Андрей Гусельников, заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю. Вот только какой из каналов, специалист по обороне затруднился назвать. Когда-то на заре туманной юности телевидения каналов было мало, эфир легко контролировался – или «дорогой Леонид Ильич» вещал или на всех каналах классическая музыка, и все понятно – очередной генсек умер. Теперь из более чем 50 кабельных каналов какой выбрать? «Тот, где настроена «Кубань-24» – советует Гусельников. А если, не дай Бог, прямое попадание и нет телевизионного ретранслятора? Откуда брать информацию, что происходит и что делать?

По словам Андрея Гусельникова, жители Донецка, не покинувшие свои дома, потому что идти им некуда, больше всего нуждаются в еде и информации. Газеты и батарейки для радиоприемников в прифронтовых районах идут нарасхват наравне с хлебом.

Точно также нуждались в информации жители Крымска в свой «черный день». В оперативном оповещении и четких инструкциях, что же делать. Беда выявила большие проблемы с готовностью к чрезвычайным ситуациям при внезапной стихии. Аргументы специалистов по ГО и ЧС о том, что ничего не предвещало неприятностей, довольно вялые. Природа устроила проверку – люди ее не прошли.

Чего уж говорить про умышленное коварство негодяев?! Времена романтичных войн «по правилам» прошли. Никто не предупреждал американцев 11 сентября, что их ждет. Никто не сказал французам в «Батаклане», что случится в пятницу, 13. «Хочешь мира, готовься к войне», – гласит поговорка, испытанная временем. Наверняка военные знают свои военные тайны и готовятся профессионально к эксцессам. Но штатские, обычные люди, что делать им, если сирена сработает не для проверки оборудования?

Где находится ближайшее убежище к каждому дому? Андрей Гусельников отметил, что силами ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю проведена экспертная оценка пригодности подвалов под бомбоубежища. Почему же мы ничего не знаем о том, приспособлен ли подвал дома, в котором мы живем, под укрытие?

Если будет эвакуация из домов, где мы живем, – куда? С кем эвакуироваться семье, если, к примеру, жена и муж предприниматели, то есть они не работают на крупном предприятии, на котором работа по гражданской обороне более-менее поставлена и точно известен маршрут эвакуации сотрудников? Как будет проходить эвакуация неработающих граждан, больных и немощных?

Как нам не потеряться с близкими, если вдруг мобильная связь прекратится либо не будет электричества для подзарядки? На чем готовить еду, если прекратятся поставки газа? Где брать воду для питья и технических нужд? Кто позаботится об этом? Как будет организована работа, простите, туалетов, если допустить, что канализационно-насосные станции будут поражены и стоки невозможно будет утилизировать? Что делать, если начнутся взрывы во дворе дома? Прятаться в дверных проемах или срочно покидать квартиры? Дайте нам знать, что в городах есть запасы продовольствия и воды на какое-то время.

Все это сейчас проходят два мятежных региона Украины. Почему мы не учимся на их горьком опыте? В последние годы в стране неплохо развивалось самоуправление. Во многих домах выбраны старшие по подъездам, домам. Они могли бы дать первичную информацию людям по экстренному реагированию. Если порядок распространения информации и реагирования иной – доведите до нашего сведения. «В планах есть развитие методических центров по обучению населения», – говорят нам. Планы – это хорошо, но хотелось бы конкретики.

Многие чрезвычайные ситуации сопровождаются пожарами. «Очень хорошие средства от задымления – самоспасатели, возможно, скоро будут сумочки от «Луи Виттона» с полным набором спецредств», – шутил на пресс-конференции Андрей Гусельников. Сумочек от модного дизайнера с набором спецсредств самозащиты не видела, врать не буду. Но я знакома с одним из приспособлений, о котором говорил специалист МЧС. В большой компании, где работала многие годы, каждому сотруднику был положен специальный капюшон «Феникс», в котором можно продержаться в задымленном помещении какое-то время. Однако так проявляло заботу о своих людях специализированное предприятие, а где купить самоспасатель простому россиянину? «Ищите в интернете!» – посоветовал заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю. Хороший совет для экстренного случая…

Предприятия, кстати, теперь не заставляют покупать противогазы для работников. Изменилась форма собственности предприятий, контролировать процесс оснащенности стало труднее, не все «тянут» финансово непроизводственные расходы, да и «нецелесообразно это», заметил Андрей Гусельников. По новым требованиям определено несколько особо опасных отраслей, предприятия которых обязаны реализовать меры по защите своих работников, а также населения из примыкающей к предприятиям жилой зоны. К примеру, в Краснодарском крае к таким особым зонам относятся более 50 предприятий химической промышленности.

Но если все же на одном из этих предприятий случится чрезвычайная ситуация с утечкой вредных веществ, как фактически будут спасться жители опасной зоны? Не в теории, а на практике. Смогут ли жители окрестных районов воспользоваться своими некупленными и нерозданными респираторами или самоспасателями? И какой из видов самоспасателей им заказывать в интернете? Фильтрующий или изолирующий? Или что-то другое? Кто объяснит? Наконец, является ли «спасение утопающих делом рук самих утопающих» или все же каждый из нас переписан и учтен, а потому без помощи профессиональных спасателей не останется?

Вот такие мысли навеял далекий Париж. Паникерских настроений в этих соображениях ноль. Спасается тот, кто знает, что делать. И для начала мы хотим знать – не заржавел ли наш бронепоезд на запасном пути?

Елена КРЕКНИНА.