Кубанские Новости
Общество

Где русским бояться терактов?

Наш специальный корреспондент Сергей Шведко о том, что трагедии бывают «модными» и «будничными».

Недавняя кровавая драма в Париже, кроме всего прочего, сформировала сразу две моды. Во-первых, стало модным украшать свои аватарки на «Фейсбуке» французским флагом. Во-вторых, в моду входит тихая истерика о грядущем. Ведь, в отличие от французских ВВС, наши самолеты весьма методично отправляют игиловцев на тот свет. Опять же, теракт с нашим авиалайнером над Синаем. Что будет дальше? Что рванет в следующий раз? Чего бояться и, самое главное, где бояться?

Ответить на эти вопросы могут только провидцы, но их в современном мире почему-то не наблюдается. Я бы начал с другого. Почему у нас вызывает панику именно теракты в Париже? Ведь, накануне по той же причине погибло более сорока жителей Бейрута. И сей прискорбный факт не вызвал никакого ажиотажа. Не было плачущих, не было горы цветов у посольства этой страны. Опять же, никто не украсил свою физиономию в соцсетях ливанским кедром, хотя некоторым это пошло бы на пользу.

Я больше скажу: в прошлом году в результате террористических атак во всем мире погибло 32658 человек. Почти десять тысяч - в Ираке, 7,5 тысяч – в Нигерии. Да что там: в результате войны на Донбассе погибло 8 тысяч, в том числе 70 детей. И что? И ничего! Никакого заламывания рук. В лучшем случае замечание: ну там же воют, там всегда взрывают.

А вот парижские жертвы – совсем другое дело! Потому что случилась эта трагедия в самом центре мироздания. В западной культуре есть три города, которые символизируют всю современную цивилизацию: Нью-Йорк, Лондон и Париж. Последний – это вообще икона, «праздник, который всегда с тобой». И все, что происходит там: теракты или показы мод, имеет мировую значимость.

Это прекрасно осознавали те, кто готовил страшную «мясорубку». Потому что задача любого теракта - вызвать ужас у максимального количества оставшихся в живых. И в этом плане СМИ - пособники террористов, потому что они вольно или невольно пиарят их преступления. Но сколько не уничтожай людей в Азии или Африке, это не вызывает шока у «белого человека». Потому что происходит на задворках истории. То ли дело Париж 13 ноября или Нью-Йорк 11 сентября. Вот там – в самое яблочко!

А вот Россия, с точки зрения современной массовой культуры, уже окраина, эдакий «спальный район». Красная площадь, медведи, водка и балалайки. Ну, еще Путин. Больше о нас западный обыватель ничего не знает. Поэтому наша страна – не подходит для организации такого «супертеракта». Другое дело, что мы уже два десятка лет находимся в состоянии войны с терроризмом. Поэтому атаки на наши города, к сожалению, вполне возможны. И я очень надеюсь, что специально обученные люди обладают необходимыми знаниями и умениями, чтобы отвести от нас эту беду.

Теперь о страхе. Опять сухая статистика: от терактов в последние четверть века в России погибло более тысячи человек. Это, конечно, ужасно много. Но, к примеру, только в прошлом году от самоубийств погибло 27 тысяч россиян, еще 13 тысяч умерли от ВИЧ – инфекции. Свыше 15 тысяч – от отравления алкоголем. Наконец, без малого 27 тысяч человек погибли в ДТП.

И что? Мы перестали употреблять алкоголь? Или ездить на машинах? Ни в коем случае! Некоторые даже умудряются совмещать эти две страсти. Так и с терактами. Их опасаться, конечно, стоит. В разумных пределах. А вот бояться, тем более – панически, нет. Во-первых, это непродуктивно. Так можно добояться до того, что даже в туалет перестанем ходить: а вдруг, за сливным бочком – бомба? Во-вторых, парализующий волю страх – это как раз то, чего хотят от нас террористы. Зачем предоставлять им такую радость?