Кубанские Новости
Общество

«Железобетонный» Нюрнберг

В эти дни исполняется 70 лет со времени начала Нюрнбергского процесса, а наш корреспондент Сергей Шведко размышляет о том, почему Суд истории не позволяет фальсифицировать эту историю.

Есть на юго-востоке Польши деревня Собибор, а недалеко от нее – лесной полустанок, железнодорожный тупик с одноименным названием. Тихое местечко. Здесь нацисты организовали одну из своих идеальных фабрик смерти, за 517 дней уничтожив 250 тысяч евреев.

Процесс был продуман с немецкой методичностью: несчастные умерщвлялись в день прибытия в кирпичном здании, называемом «баней», где их душили газом. Потом пол механически раздвигался, и тела падали вниз. В подвале находились вагонетки, куда складывали труппы и потом увозили в лес. В огромный ров. И так почти каждый день. Никакого шума, никакой «пыли».

Об этом месте, может быть, никто и не узнал бы, если бы не восстание заключенных 14 октября 1943 года. Единственный в истории успешный бунт в фашистском концлагере, который организовал лейтенант Красной Армии Александр Печерский. Удивительной судьбы человек, умерший аж в 1990-м, в Ростове-на-Дону. Широко известный на Западе (его в фильме «Побег из Собибора» сыграл сам Рутгер Хауэр, за что получил «Золотой глобус»). И почти неизвестный у нас.

А через 66 лет в Германии судили нацистского преступника Ивана Демьянюка, служившего старшим охранником в Собиборе. К тому времени почти не осталось документов и свидетелей, которые бы подтвердили его «подвиги». Только удостоверение сотрудника СС. Наверное, суд не имел бы никаких шансов признать его виновным, если бы не один 100-процентный аргумент: на Нюрнбергском трибунале вся организация СС была признана преступной, а все ее члены – преступниками.

Именно этот пункт приговора до сих пор вызывает настоящий зубной скрежет у некоторых украинских «патриотов». Дома они уже организовали мощную кампанию по превращению вояк дивизии СС «Галичина» из преступников в национальных героев. И все было бы хорошо, но тут этот Нюрнберг, будь он неладен! Ни обойти, ни перепрыгнуть приговор трибунала никак не удается. Потому что его решения до сих пор являются краеугольным камнем современного международного права и современной архитектуры международных отношений.

Вот эта юридическая «железобетонность» – самое главное значение для современности Международного суда, начавшегося ровно 70 лет назад.

Кстати, первоначально наши западные союзники достаточно прохладно отнеслись к идее его создания. Действительно, зачем вся эта канитель? Поставить к стенке главных нацистов, шлепнуть – и все! По крайней мере, Черчилль на Ялтинской конференции был такого мнения, да и Рузвельт предлагал не особо углубляться в юриспруденцию. Именно советское руководство настояло на создании трибунала и соблюдении всех процессуальных норм.

Интересно, что, несмотря на небывалую тяжесть преступлений, подсудимым не было отказано в правовой помощи (к их услугам были лучшие адвокаты Германии). Более того, им даже дали последнее слово, хотя против этого выступали обвинители Великобритании и США.

Уникальность Нюрнбергского процесса заключается в его юридической четкости, которую очень трудно было соблюсти, кропотливо изучая кипы документов и опрашивая 116 свидетелей немыслимых преступлений нацизма. И плюс к этому – весьма редкое в истории единство Запада и Востока в желании навсегда искоренить главное зло человечества. Не только оружием, но и правовой нормой.

Увы, как показывает история, саму историю по прошествии некоторого времени можно «творчески переосмыслить», расставить нужные акценты, а кое-что и вообще забыть. И через несколько десятков лет вдруг оказывается, что фашистскую Германию победили Штаты, Советский Союз был главным союзником Гитлера, а все, кто воевал против Красной Армии, – были не фашистскими прихвостнями, а борцами за независимость. Все вроде складненько получается. Одна проблема – Нюрнберг, этот самый «железобетонный» Нюрнберг, который не объедешь и не перепрыгнешь.

P.S. Будь моя воля, всех современных демократов, которых «мутит от помпезности» празднования 70-летия Победы, засадил бы за обязательное чтение материалов Нюрнбергского трибунала. Это уникальный источник, позволяющий понять, почему мы до сих пор и так масштабно отмечаем 9 Мая. И почему будем это делать и впредь.

shvedko@kubnews.ru