Кубанские Новости
Общество

ИГИЛ и спайсы

Сегодня Исламское государство занимает в информационном пространстве такое же доминирующее место, какое раньше - спайсы. Наш корреспондент Сергей Шведко сравнивает эти явления.

Судя по всему, у этих разноплановых явлений есть много общего.

Во-первых, шок, который они вызывают у взрослого населения. А во-вторых, та необъяснимая тяга к этой гадости, которую испытывает, несмотря ни на что, часть молодежи.

Совсем недавно региональные СМИ облетели две информации. Первая о том, что несколько девушек из Кубани, бросив все, отправились в ИГИЛ. Вторая - что ученицы средних классов в социальных сетях рекламировали эту террористическую организацию. Кстати, речь идет, в основном, о детях из христианских семей. И такие примеры по России – не единичные. Да что там Россия – тысячи жителей благополучной Европы бросают все блага цивилизации, чтобы отправиться воевать на стороне халифата. Пока это явление не приобрело фатальных масштабов, но тенденция – нехорошая.

В чем причина таких парадоксальных поступков? Во многом, в продуманной и суперсовременной медиа-стратегии террористов: видеоролики, снятые с голливудским профессионализмом, масштабное использование социальных сетей для популяризации своих идей и вербовки новых сторонников. Продвижение бренда ИГИЛ ничем не отличается от рекламных кампаний международных корпораций. Основная разница между ними не в структуре – а наполнении этой структуры.

Идеологи халифата уловили и мастерски используют главный изъян современной цивилизации, особенно западного образца. В ней нет идей, ради которых следует жить и умирать. Можно дать людям бесплатное образование и качественную медицину, комфортное жилье и другие блага. Но это никак не приближает нас к ответу на вопрос о смысле жизни. Ведь не может же быть главной целью моего уникального бытия многолетнее прозябание в качестве офисного планктона?

Мало того, современный мир также несправедлив, как и тысячу лет назад: вместо пламенных идей он предлагает смирение, вместо беспощадной борьбы – толерантность, вместо героической романтики – сорокачасовой рабочий день, а вместо моментальной победы сил добра – долгий унылый путь компромиссов со злом. На сложные вопросы нашего бытия он дает такие же сложные и невразумительные ответы.

А вот ИГИЛ предлагает молодежи искомый смысл бытия. Причем, в каждом случае – свой. Устал от несправедливости мира? У нас - царствие божье на земле. Хочешь реальных приключений, так, чтобы адреналин бил из ушей? Мы дадим тебе автомат и покажем, куда стрелять. Хочешь быть хозяином жизни и брать от нее все, что душа пожелает? Халифат – это каста хозяев своей судьбы и судеб миллионов других людей. Ты – девушка, и тебе не нравятся тусклые и ничего из себя не представляющие сверстники? У нас – огромное множество настоящих мужчин, которые готовы жить полной грудью и сгорать, как кометы. В конце концов, у тебя проблемы в семье? Наша семья заменит тебе старую!

Исламское государство, как и наркотики, на все сложные вопросы дает легкие ответы. И главное – предлагает новую жизнь, где можно в корне изменить свою судьбу. Кстати, жуткие кадры средневековых казней играют в процессе привлечения неофитов немаловажную роль – они показывают, что все происходящее настоящая, осязаемая реальность, в отличие от виртуально реальности западной цивилизации.

Если ко всему этому добавить тот факт, что во всемирной паутине работают тысячи профессионалов, упорно подыскивающих ключики к душам очередных жертв, то становится ясным, почему 27% французов в возрасте от 18-ти до 24-х лет поддерживают ИГИЛ.

Вред от этой изощренной пропаганды не только в том, что тысячи людей бегут на Ближний Восток, чтобы примкнуть к террористам. Беда в том, что путь в ИГИЛ почти во всех случаях – это билет в один конец. Даже когда растают миражи, и человек ужаснется дикости

происходящего, отмотать назад свою судьбу будет почти невозможно. Это как слезы мальчишки-узбека, которого бородатые дяди посадили в броневик, начиненный взрывчаткой. Он уже все понял. Он не хочет погибать. Но ничего сделать не может. Следующий кадр – его адская машина взрывается где-то там на горизонте. А бородатые дяди радуются…

Мы привыкли к тому, что любую ошибку можно исправить. Можно развестись и снова жениться, можно обидеть и попросить прощения. Можно даже отсидев, искупить свое преступление. Но в случае с ИГИЛ второго шанса просто не дается. Как в «Матрице»: или синяя таблетка, или красная. И все.

В чем смысл такого сравнения современного терроризма и наркотиков? В стратегии противодействия. Мы воспринимаем как должное, что против зелья нужно бороться не только государству и обществу, эту борьбу нужно вести в каждой семье. То же самое нужно усвоить и в отношении ловцов душ из халифата. Противодействовать им нужно, в первую очередь, оберегая своих детей. Имея возможность в нужное время авторитетно поведать своему чаду страшную правду: мир – несправедлив, но это не повод для самоубийства. На сложные вопросы жизни нет простых ответов. Но другой не будет, а кто будет тебе предлагать новую – плюнь ему в морду. Потому что, вполне возможно, он просто хочет твоей смерти.

shvedko@kubnews.ru