Кубанские Новости
Общество

Анапа оказалась "недоступной" для инвалидов-колясочников

«Кубанские новости» отправились в курортную Анапу, чтобы лично проверить город на доступность. Приехали по одному по

«Кубанские новости» отправились в курортную Анапу, чтобы лично проверить город на доступность. Приехали по одному поводу – а нашли целую гору других.

К нам в редакцию позвонила председатель регионального общественного объединения инвалидов «Ковчег» в Анапе Марина Буковец:

Следим за проектом «Кубанских новостей» «Безбарьерная среда». Надеемся на вашу помощь. У нас в городе прекратили ходить низкопольные автобусы. Вменяемого ответа от местной администрации, почему больше не ездит общественный транспорт, приспособленный для колясочников, мы, инвалиды, не получили. А социального такси в Анапе нет. Приезжайте, помогите разобраться.

Пишите письма…

В центре Анапы нас встретила целая делегация колясочников. Очень скоро мы убедились, что только отсутствием низкопольных автобусов проблемы местных инвалидов не ограничиваются.

– Мы решили провести для вас экскурсию по городу, чтобы вы сами посмотрели, насколько в Анапе выполняются требования по безбарьерной среде. Далеко ходить не надо. Давайте проедем всего несколько кварталов по Краснодарской, Ленина, Горького и Крымской. Все это в шаговой доступности от администрации Анапы, – предложила Марина Буковец.

С первыми препятствиями мы столкнулись уже через несколько шагов. Чтобы успеть перейти г-образную «зебру», пока горит светофор около анапской администрации, нужно обладать поистине хорошими спринтерскими данными. Честно признаюсь, ни я сама, ни наш фотокор в отведенное время не уложились. Пришлось пересекать дорогу в два захода. Что же говорить об инвалидах, особенно незрячих или колясочниках. А на тротуаре с противоположной стороны поджидает новый барьер: колеса инвалидной коляски застревают в выемке водостока ливневки.

– По закону, эти желоба должны быть прикрыты решетками, – говорит одна из наших спутниц Галина Бабаева, – иначе колясочник может выпасть из сиденья и получить травму. Сама здесь не раз «летала». И не объедешь, если только на свой страх и риск, по дороге.

Рядом с опасным ливневым стоком – здание анапской межрайонной прокуратуры. Казалось бы, вот он выход. Можно зайти и пожаловаться на недоступную среду. Но, увы. Подняться по ступенькам колясочник не сможет, а пандуса в прокуратуре нет. Остается писать письма. Но и тут незадача – пандус на центральном почтамте тоже не приспособлен для инвалидов. Замкнутый круг.

– Расстояние между колесами у разных модификаций инвалидных колясок разное. Поэтому колеса проваливаются между дорожками этого подъемника, – показывает Марина Буковец, – к тому же он без перил. Для инвалидов должны делать сплошные пандусы. Здесь заезжают с детскими колясками. Да и то обычно не рискуют. Слишком он скользкий. А кнопку вызова для инвалидов, как будто для издевки, установили на самом верху лестницы. Что говорить о других зданиях, если даже в самой администрации пандус сделали крутым, под 45 градусов, колясочник туда не заберется. Недавно меня приглашали на совещание и предложили занести на пандус на руках. Какая же это доступная среда, если я не могу самостоятельно воспользоваться пандусом!

Продолжаем «безбарьерную» экскурсию. И снова далеко уйти не удается. На улице Горького есть специальная полоса для инвалидов и велосипедистов. На первый взгляд, все в порядке: специальные обозначения, обращающий внимание других участников дорожного движения желтый цвет. Но группа наших сопровождающих тормозит.

– Смотрите, очередное препятствие. Ливневую решетку поставили так, что на ровной дороге получилась яма. Снова нужно объезжать, а такие препятствия через каждые три–четыре метра.

Так мы потихоньку, объезжая курортные барьеры, добираемся до здания городской поликлиники.

– Вот, смотрите, ни одного парковочного места для инвалидов, – возмущается муж Марины Буковец Анатолий, кстати, тоже колясочник.

В само лечебное учреждение самостоятельно инвалид тоже не заедет. Нужно ждать, пока какой-нибудь сердобольный пациент не откроет и не подержит двери. Пандусы на первом этаже в холле поликлиники есть. Но подняться на второй – невозможно. Лифт слишком узкий. Как объясняет персонал поликлиники, здание построено еще в 80-е и средств на расширение подъемника нет. Альтернативный выход нашли. Всех неходячих инвалидов пересаживают в поликлиническую коляску, которая проходит в двери лифта, и таким образом доставляют наверх.

В туалет поликлиники двери тоже не пускают. А каждого инвалида караулить и пересаживать на другую коляску не будут. Альтернатива есть. Прямо на входе в лечебное учреждение стоит новенький биотуалет, специально приспособленный для людей с ограниченными возможностями здоровья. Но он закрыт.

– Таких удобных биотуалетов закупили восемь и поставили еще в мае в разных частях города, – объясняет Марина, – обещали открыть еще несколько месяцев назад. Но они так и стоят. Туалет в районе парка Ореховая роща вообще сорняком зарос и краской из баллончиков изрисован.

Автобусов нет – такси «кусается»

Но главная проблема, которая сегодня волнует колясочников в Анапе и в пригороде курорта, – отсутствие специального общественного транспорта. 20-летний инвалид Владимир Губарев добирается на работу в Анапу из поселка Усатова Балка в восьми километрах от города.

– Раньше в центр ходил большой низкопольный автобус по маршруту 111. Очень удобно было. Теперь его убрали. В маршрутку я с коляской не могу, – сетует парень, – а социального такси у нас нет. Приходится вызывать обычное. Каждый день поездка на работу и обратно обходится мне в 500 рублей при зарплате в 7300 рублей. Да и то не каждый таксист захочет взять заказ, чтобы возиться с колясочником.

Водители 111-го маршрута, которые собрались на конечной остановке в Усатовой Балке, подтверждают – автобусы были.

– Я знаю молодого человека, он постоянно со мной ездил, – рассказывает один из шоферов, – теперь меня пересадили на «пазик», куда колясочники забраться не могут. В городе у нас было 9 низкопольных автобусов. Говорят, в аренду брали из краевого центра, потом срок вышел, а контракт продлять не стали. И не будут, по-моему, гиблое это дело, нашему ПАТП (пассажирскому автотранспортному предприятию) невыгодно. Большой автобус жрет много горючего, а салон пассажиров набирается неполный. В общем, расход не окупается. Такие дела.

Владимир Губарев работает менеджером. Дело ему нравится. Но молодой человек опасается, что скоро обстоятельства его вынудят уволиться.

– Я был очень доволен, когда через службу занятости мне нашли место. Но теперь даже не знаю, как быть. Работать дома по скайпу можно, но нечасто. Должность менеджера предполагает прямой контакт с клиентом. Очень надеюсь, что автобусы все-таки вернут.

Активисты «Ковчега» не раз обращались в администрацию Анапы. Безрезультатно. Один из последних ответов за подписью заместителя главы муниципалитета Владимира Забураева ничего, кроме недоумения, не вызывает.

– В связи с окончанием срока действия временного договора аренды, заключенного между ОАО «Анапское ПАТП» и департаментом транспорта администрации Краснодарского края, автобусы, приспособленные к перевозке всех групп инвалидов (включая инвалидов-колясочников), возвращены в администрацию Краснодарского края, что негативно отразилось на качестве предоставления транспортных услуг населению с ограниченными возможностями, – рапортуют в документе об уже известных фактах.

А далее расписываются преимущества безбарьерной среды, созданные на авто-, железнодорожном вокзалах и в анапском аэропорту. Непонятно, то ли, инвалидам предлагают передвигаться по городу на самолете или в поезде, то ли приглашают полюбоваться на пандусы на вокзалах. Если принять во внимание последний вариант, то возникает резонный вопрос: а как до этих чудо-объектов доехать? Может, на инвалидной коляске?

Доступная среда не для «галочки»

Справедливости ради надо сказать, что в Анапе, действительно, уже достаточно много сделали для создания безбарьерной среды. На пляжах есть специальные спуски и пандусы для инвалидов. В жаркие летние дни можно искупаться в специальной плавающей коляске. К ней выстраиваются очереди инвалидов-отдыхающих из разных регионов. Кстати, на курорте работает целый санаторий, принимающий колясочников со всей России. Кстати, во время нашей поездки только в пределах нескольких кварталов мы встретили больше 20 инвалидов. Кто-то совершал прогулки в одиночку, а кто-то собрался группами, как трое парней из Перми, Иваново и Тулы.

– Все нравится: можно к морю спуститься и проехать в коляске у самой воды, в кафе есть пандусы, – делится один из молодых людей. Нашей Перми еще далеко до таких удобств. В некоторых микрорайонах слово «пандус» не знают.

– Приезжих все, действительно, устраивает, – объясняет Марина Буковец, – они же погостят и уезжают. А мы живем здесь постоянно. Нам более заметны все огрехи. Мы ни на кого не нападаем. Понимаем, что лет десять назад об инвалидах было и говорить не принято. Чтобы выйти на европейский уровень отношения к таким, как мы, потребуется не один год. Вот и хотим, чтобы чиновники поняли: мы не протестуем, а хотим помочь, показав, что еще не сделано. Ведь уже доказано – что хорошо для инвалида, просто отлично для здорового человека. Заметьте, когда стоит пандус, по нему спускается, как колясочник, так и обычный человек. Потому что это удобнее. Так почему не приложить усилия, чтобы сделать такие удобства для всех?

По мнению Марины, многих проблем удалось бы избежать, если бы застройщики и администрация Анапы при строительстве или ремонте объектов советовались с инвалидами, что, между прочим, положено по федеральному закону. И в «Ковчеге» готовы стоять на своем.

– Наша организация пока молодая. Ей нет еще и года. Сначала объединились несколько энтузиастов, теперь нас уже больше десятка. И число желающих вступить в «Ковчег» растет. Мы никого не тянем сюда, – говорит Марина, – люди сами интересуются. Кстати, нам уже удалось добиться маленьких успехов. В Анапе появился муниципальный спортклуб, где занимаются танцами на колясках. Думаю, и барьеры безбарьерной среды мы преодолеем.

За комментариями по анапским проблемам мы обратились в администрацию муниципалитета. Перед отправкой материала в печать позвонил тот самый заместитель главы Владимир Забураев, что подписывал ответы на запросы «Ковчега» по отмене автобусов, и взволнованным голосом сообщил:

– Транспорт будет! Сейчас мы готовим письмо за подписью главы, моей подписью и председателя «Ковчега» на краевой департамент транспорта с просьбой возобновить арендный договор низкопольных автобусов. Предварительно уже получено «добро» от департамента. К сожалению, автобусов будет не 9, а только 2. Их запустят в течение десяти дней. Кроме того, у нас есть подходящий автобус, он тоже выйдет на линию. А в дальнейшем администрация найдет способ увеличить число таких автобусов.

Также хочу сказать по туалетам. Согласен, вопрос затянулся. Но только потому, что необходимо было качественно подготовить все коммуникации. Сейчас подрядчик уже сдал документы. Подведена канализация под туалеты. Пробный запуск, надеюсь, проведем до конца года. Но чтобы по закону все сделать, понадобится немного времени. Прошу людей с ограниченными возможностями понять и подождать чуть-чуть.

По вопросам с пандусами, ливневками и бордюрами тоже постепенно ситуацию решим. Мы же не сказочники и не волшебники, стараемся в меру своих возможностей, – добавил Забураев.

– И не забудьте, пожалуйста, упомянуть, что для администрации Анапы вопрос создания безбарьерной среды архиважный. Администрация знает чаяния инвалидов, обращает на их проблемы самое пристальное внимание.

Мы не забыли. Надеемся, что и в администрации города-курорта не запамятуют и выполнят озвученные по телефону обещания.

***

В Анапу по социальным путевкам едут порядка 40 процентов всех категорий инвалидов из разных регионов России. На курорте находится один из немногих в стране специализированных санаториев для колясочников.

***

В Анапе работали 9 удобных для инвалидов низкопольных автобусов, сегодня нет ни одного.

***

Новые биотуалеты, закупленные специально для маломобильных горожан и гостей курорта, с мая 2015 года стоят закрытыми.

Общественная организация «Ковчег» – молодая. Ей нет и года. Сейчас в нее постоянно входят 15 инвалидов.

Евгения ЯКОВЕНКО.