Кубанские Новости
Общество

Геленджикский торговый центр оказался доступнее, чем краснодарский

В публикации «ТАБУ БЕЗ ПОВОДА» мы рассказывали о том, как слепую массажистку из Геленджика Марию Бондаренко и ее пов

В публикации «ТАБУ БЕЗ ПОВОДА» мы рассказывали о том, как слепую массажистку из Геленджика Марию Бондаренко и ее поводыря Инфинити (ласково – Фита) не пустили в торговый комплекс в Адыгее. Тогда же мы пообещали навестить Фиту и ее хозяйку в родном Геленджике и посмотреть, как там относятся к незрячим с собакой-поводырем. И вот лабрадор встречает нас на пороге квартиры, как старых добрых знакомых.

Фита виляет хвостом, переворачивается на спину, требуя, чтобы ей почесали животик. Но, едва заслышав команду Марии, вскакивает и идет убирать разбросанные по кухне резиновые мячики и кольца.

– Пока Фита болела, мы отстали от тренировок, а собаку-поводыря надо дрессировать и учить ежедневно, чтобы не расслаблялась, – объясняет Мария, – особенно на улице. Например, не остановилась она раз перед бордюром или другим препятствием, возвращаемся и проходим его снова. Потому что в следующий раз собака может также проигнорировать выступ. И для незрячего это закончится падением и травмой. Кстати, даже на прогулку с поводырем надо брать белую трость. Для слепого это дополнительная страховка.

Этот незаменимый предмет наша героиня складывает в сумку, туда же, по нашей просьбе, отправляются темные очки. В прошлый раз Мария услышала в свой адрес много жестоких слов типа: «Какая же ты слепая, если не носишь черные очки». В сегодняшнем походе по магазинам проведем эксперимент: женщина будет и в черных очках, и без них. Посмотрим, как отреагируют продавцы, охранники и покупатели. Шопинг усложним тем, что поведем Марию по торговым центрам и павильонам далеко от дома, где она практически не бывает. А значит, ни ее, ни лабрадора работники этих торговых сетей не знают.

Едем в центр Геленджика. Первая наша остановка – большой торговый комплекс рядом с городской набережной. Мария спокойно ходит по этажам. Заглядывает с собакой в бутики и магазинчики, в том числе ювелирные и торгующие хрупким хрусталем. Ни одного окрика или недоброго слова. Кстати, пока мы гуляли по торговому центру, встретили нескольких хозяев с обычными собаками. Правда, до Фиты комнатным йоркширским терьерам далеко.

– Мы знаем о законе про собак-поводырей, – говорит продавец одного из обувных магазинов. – Пес, конечно, большой, но на поводке и в наморднике. Значит, товар погрызть не сможет. Мы, кстати, пускаем любую собаку, если она с хозяином. В заграничных магазинах давно уже такая практика. Чем мы хуже? Надо по-доброму относиться к животным. Мы же курортный город – должны быть гостеприимными во всем.

На выходе из торгового центра видим надпись «Мясные деликатесы». Это наталкивает на мысль о следующей остановке.

– У Фиты как раз закончилось мясо. Давайте зайдем и купим ей обрезки в павильоне на центральном рынке, – предлагает Мария.

В магазине кругом витрины с филе, салом, говядиной на косточке. Витает характерный запах. Для чувствительного собачьего носа еще то испытание! Но лабрадор послушно сидит у ног хозяйки, за что продавец отбирает для Фиты самые лакомые кусочки. И снова ни одного замечания в адрес хозяйки с собакой.

– Может, они видят фотокора с камерой на заднем плане и поэтому так ведут себя? – предполагает Мария.

Поэтому в следующий магазин уже на другом конце города, где продают компьютеры, ноутбуки и планшеты, Мария с Фитой идут одни. Мы с Юрием наблюдаем за сценой в окно. Девушка-менеджер уже было направляется в сторону женщины с собакой. Но коллега показывает ей на шлейку лабрадора с красным крестом – и Марию пропускают в зал.

Даже в продуктовом супермаркете крупной торговой сети, известной скандальными историями с покупателями, нашей героине не мешают приобрести творог, печенье и кефир. Продавец помогает выбить чек на кассе самообслуживания. Уже на выходе из магазина охранник делает попытку остановить Марию. А мы с фотокором готовимся вмешаться, если дело запахнет жареным. Однако помощь не потребовалась. На окрик секьюрити – «с собаками нельзя» – охранника успокаивает менеджер торгового зала.

– С собаками-поводырями можно. Видишь красный крест и трость? Иди почитай правила!

В магазинах все в порядке, а как в общественном транспорте? Буквально за несколько дней до нашего приезда Марию и Фиту в очередной раз не пустили в маршрутку. Тогда возмущенная женщина оставила жалобу в приемной главы Геленджика. После этого ей лично позвонил чиновник, координирующий работу автобусов и маршрутных такси, и клятвенно пообещал, что подобных инцидентов больше не повторится. Проверим.

Выбираем маршрутку наугад. Мария с Фитой становятся в очередь и заходят вместе с другими пассажирами. Водитель, посмотрев на документы, предлагает пройти в салон. А пассажиры уступают место у окна, чтобы и хозяйка могла сесть, и лабрадора не затоптали. Мария вежливо просит водителя сказать, когда будет ее остановка.

– Если не забуду, – отвечает шофер.

– А вы не забудьте, – вставляет пассажирка по соседству с Марией. Девушка не видит. Если забудет, я сама подскажу.

Возвращались домой уже затемно. Довольная Мария за чаем улыбнулась.

– Замечательный сегодня был день. Может, наконец-то поняли, что мы такие же люди. Как говорили – в Советском Союзе инвалидов не было. Но сейчас-то уже не СССР. Время другое. Вижу, дело сдвинулось. Очень хочется еще, чтобы администрация Геленджика пошла навстречу и помогла организовать площадку для тренировки собак, пусть даже за арендную плату. Тогда, может, и другие инвалиды по зрению решились бы взять поводыря.

Прогулка Марии и Фиты по Геленджику обошлась без приключений. Хочется верить, что это не просто совпадение. Между тем несмотря на публикацию и обращение краснодарского краевого отделения Всероссийского общества слепых, инцидент в торговом центре Адыгеи руководство комплекса, что называется, «спустило на тормозах». Мария решила быть принципиальной. В скором времени она собирается снова вместе с Фитой приехать в эти магазины. И верит, что, посмотрев ей в лицо, менеджеры и руководство все-таки извинятся перед незрячей покупательницей. А мы проследим, чтобы так и было.

***

В Краснодарском крае всего 6 обученных собак-поводырей. В то время как незрячих и слабовидящих – 15 тысяч.

***

Подготовка одной собаки-поводыря обходится государству в 250 тысяч рублей. Животное выдается слепым по запросу бесплатно. Кроме того, ежегодно государство выделяет на содержание собаки-поводыря 20 тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ!

По российскому законодательству, собаки-поводыри бесплатно ездят любым видом общественного транспорта: в поездах, на пароходах, в пассажирских отделениях самолетов. Собак-поводырей при наличии специального паспорта и шлейки с красным крестом обязаны пускать во все общественные места, включая магазины, рестораны, театры, гостиницы и государственные учреждения.

Евгения ЯКОВЕНКО.