Общество 07.12.2015 03:00

Детский сад для слабослышащих детей открылся в Тихорецке

Детский сад для слабослышащих детей открылся в Тихорецке

Теперь особенные ребята без лишнего стресса переходят в общеобразовательную школу под крышей интерната: «Еще одним барьером для детей с инвалидностью стало меньше», – радуются за своих подопечных учителя.

Теперь особенные ребята без лишнего стресса переходят в общеобразовательную школу под крышей интерната: «Еще одним барьером для детей с инвалидностью стало меньше», – радуются за своих подопечных учителя.

Будь, как дома, малыш

– Теперь, с открытием детского сада при интернате, в подготовительную группу приходит будущий классный руководитель, учитель посещает занятия, советует воспитателю, на что обратить внимание, составляет для себя портрет будущих учеников, сам готовится к встрече детей, – Снежанна Тесленко, директор интерната, уверена, что детсады при специальных общеобразовательных учреждениях помогают учителям лучше понять малыша, найти индивидуальный подход.

Ребенок приходит в интернат в 3 года и проводит здесь большую часть жизни до совершеннолетия. Сотрудники стараются наполнить казенные стены домашним уютом, раскрыть в детях возможности и таланты, которые пригодятся в будущем. Среди выпускников интерната – чемпионка сурдлимпийских игр, успешные артисты московского театра, предприниматели и просто трудолюбивые люди.

– Хотите, чтобы малыш, оказавшийся без родителей, почувствовал себя, как дома, подарите ему праздник. Вот мы всегда готовимся к Новому году заранее, ведь самое интересное для детей – это ожидание чуда, – говорит воспитатель средней детсадовской группы Татьяна Марушан и жестами приглашает детей наряжать елочку. Ребятишек упрашивать не надо! Теперь здесь весь месяц будет веселье: хороводы, да подарки под елочкой.

Татьяна Сергеевна более 15 лет работает учителем в интернате, а недавно взяла группу дошколят:

– Дети все схватывают на лету. Вот Марк, ему 6 лет, когда пришел в группу, не знал ни жестов, ни дактиля, а сейчас мой главный помощник, – она обращает внимание на мальчугана, который взглядом огромных голубых глаз спрашивает ее, куда отнести игрушки.

На вопрос, какое желание загадает под бой курантов, Татьяна Марушан говорит, что будет думать о своих воспитанниках, не только нынешних, но и прежних выпускниках:

– Желаю всем детям любви, здоровья, мечтаю, чтобы каждый из них успешно прошел полный курс школы и стал полноценным членом общества. Многие из наших ребят добились успеха в жизни, а это для нас самая большая награда, – делится мечтой учитель.

Без звуков

Класс слуховой работы – святая святых интерната. Приоткрываю дверь, заглядываю в помещение. Здесь работают с детьми по восприятию и различию звуков. В наушниках 3-летний мальчуган, перед ним разложены картинки. Воспитатель Елена Бражникова через микрофон поизносит отдельные звуки, слова, малыш сосредоточен, вдруг он расплывается в улыбке:

– Услышал, – учительница ласково гладит ребенка по голове.

Она говорит, что слуховая работа – важный процесс для таких детей и относиться к нему надо осторожно. Конечно, полностью слух не вернется, но даже малые звуки, которые пробиваются к ребенку через пелену глухоты, дают яркие эмоциональные впечатления:

– Дети реагируют на звуки по-разному: одни адекватно, с интересом, а другие пугаются новых ощущений. С такими «тугоушками» работаем осторожно, чтобы не травмировать психику, – говорит учительница.

Глухие и слабослышащие детки требуют особого внимания взрослых, ведь в домашних условиях они этого не получают. Как правило, недуг – наследственное заболевание, зачастую сопровождается задержкой психического развития. Специальные коррекционные учреждения, работающие по особой программе, – спасательная соломинка для детей с инвалидностью.

– Мы занимаемся постановкой звука, правильного дыхания, иными словами, с помощью специальной аппаратуры приоткрываем глухому ребенку дверь в мир слышащих людей, – поддерживает разговор Елена Галушко, учитель слуховой работы. Она говорит, что у слабослышащих детей всегда есть шанс познать мир звуков, успех зависит от умственных способностей конкретного ребенка.

На вопрос, бывали ли чудеса, когда детям возвращался слух, учитель говорит, что полностью он не восстанавливается, но среди воспитанников школы-интерната есть очень одаренные дети. Например, братья-близнецы Ивановы окончили институт культуры и теперь выступают в жанре жестовой песни в единственном в стране московском театре мимики и жеста.

Интернат песни и танца

– Жестовое пение пользуется популярностью среди слабослышащих детей. Это один из немногих видов творчества, доступный инвалидам по слуху. С помощью жестов дети как бы рисуют картину песни, художественно описывают ее «историю», – рассказывает Светлана Бондаренко, преподаватель жестового пения.

Дети «слабослышки» различают темп музыки и, если им нравится, просят разучить песню. В основном, они выбирают популярные хиты под ритмичную музыку. Для конкурсов жестового пения разучивают народные и патриотические произведения, выступают на конкурсах, занимают призовые места.

Уверенно держаться на сцене глухим детям помогает ритмика. На занятиях весело, мальчишки и девчонки под присмотром учителя Марины Мельниковой репетируют танец под песню «Чунга-Чанга», ребята толкаются, наступают друг другу на ноги.

– А зачем нужна ритмика? – задаю вопрос наставнику.

– Это помогает нашим детям развивать координацию. Закройте уши и попробуйте синхронно с соседом сделать движение, причем он тоже ничего не слышит. У вас едва ли получится, а это глухие дети, которые не слышат музыку! – удивляется моей наивности преподаватель.

Она убеждена, что занятия творчеством помогают найти одаренных детей. Иногда происходят удивительные вещи, совершенно глухой ребенок может быть талантливее слабослышащего. Это зависит от умственных способностей, такие занятия помогают нам увидеть скрытый потенциал ученика.

Сами дети чувствуют, что они не такие, как все и во время выступлений на совместных концертах вместе со «здоровыми» коллективами тайком снимают слуховые аппараты, просят учителя «сильно им не помогать». Каждый выход на сцену для ребят с нарушением слуха – это преодоление барьера, еще один шаг к самоутверждению и желанию доказать, что они могут и не боятся услышать мир.

ВЫНОСКИ:

После занятий в классе слуховой работы дети начинают различать звуки, которые дают им яркие эмоциональные впечатления.

Жестовое пение пользуется популярностью среди слабослышащих детей, это один из немногих видов творчества, доступный инвалидам по слуху.

Денис БАТОВ.

Загрузка...
Новости от