Кубанские Новости
Общество

Биоресурсы под угрозой: рыба границ не признает

Читатель «КН», ветеран военной службы Вячеслав Бессарабов бьет тревогу по поводу положения дел с биоресурсами Азовск

Читатель «КН», ветеран военной службы Вячеслав Бессарабов бьет тревогу по поводу положения дел с биоресурсами Азовского моря, оказавшимися под угрозой, в том числе и из-за ситуации на Украине. Свой взгляд на проблему он изложил в этом письме.

«В 1994 году Россия и Украина подписали договор о совместной охране Азовского моря и его биоресурсов. Выполнение договора возложили на пограничников, правоохранительные органы, сотрудников инспекции и рыбоохраны стран, подписавших договор. С тех пор прошел 21 год и я, как рыболов-любитель, решил узнать, что изменилось.

Из бесед с пограничниками и инспекторами рыбоохраны стало ясно, что борьба с браконьерством со стороны России ведется успешно. Высокие штрафы за незаконный вылов рыбы, конфискация плавсредств и орудий лова привели к тому, что случаев браконьерства и самих браконьеров стало значительно меньше. Это подтверждает и директор Ейского нерестово-выростного хозяйства Валентин Чуднов, который 25 лет в органах рыбоохраны. Но, к сожалению, Украина не принимает действенных мер в борьбе с браконьерством среди своих граждан. Подчас за добычей к российским берегам отправляется почти все мужское население деревни или села сопредельного государства. Почему это происходит?

– Да потому, что в украинских водах ценной рыбы почти нет, – поясняет Валентин Чуднов. – Ее «выцедили» подчистую сетями и неводами местные браконьеры. Воды бассейна загрязнены вредными выбросами – только в одном Мариуполе работают 3 металлургических комбината. Вот и ведут незаконный промысел рыбы жители Украины под российским берегом. Об этом свидетельствуют надписи на этикетках и бирках сетей и поплавков, которые изымаются в наших водах.

Негативную роль сыграл и один из пунктов договора, предусматривающего выдачу браконьеров в случае их поимки. С ними обязаны разбираться «родные» правоохранители. Это порождало попустительство, поверхностное разбирательство, а подчас укрывательство. Убедившись в недейственности этой меры, российская сторона стала сама привлекать к ответственности украинских браконьеров, пойманных близ наших берегов. Положение дел изменилось, но ненадолго. По свидетельствам морских инспекторов, украинские браконьеры начали спешное техническое перевооружение. Они оснащают свои суда мощными двигателями, взяли на вооружение новейшие средства связи и навигации, поэтому ловить их стало труднее.

Если российские браконьеры поумерили свой пыл, то аппетиты наших соседей за последние годы возросли. Их сети все ближе тянутся к российскому берегу. По наблюдениям того же Валентина Чуднова, вылазки граждан сопредельного государства участились. В 2011 – 2014 годах к российскому берегу на участке от станицы Должанской до села Шабельское ежесуточно осуществлялся подход до 40 маломерных плавсредств с рыбаками Украины. Одно такое судно за сутки добывает около тонны рыбы – как правило, пиленгаса, судака, тарани. Нетрудно подсчитать, что в наших водах за сутки вылавливалось порядка 40 тонн водных биоресурсов. В итоге в Азовском море резко уменьшилась популяция ценных пород рыбы.

Бездеятельность украинской стороны может в ближайшее время привести к исчезновению рыбы в Азовском море. Часто рыбопромысловую деятельность украинские суда осуществляют под прикрытием научных исследований в области ихтиологии. Именно так в 2014 году они вели промысел на участке от косы Должанская до реки Кубань. Эти суда бесконтрольно вылавливают рыбу донными тралами, что привело к нарушению донных отложений флоры и фауны у восточного побережья Азовского моря, которые необходимы для естественного воспроизводства рыбы.

Рыба не признает границ. Например, осетровые, подчиняясь законам природы, отправляются «нагуливать» вес и зимовать к берегам Украины и именно там их накрывают сетями украинские браконьеры. Наивно полагать, что установление морских границ между Россией и Украиной решают проблемы Азовского моря, в котором ценнейшие породы рыб мигрируют от одного берега к другому. Не позволяют договориться о совместных действиях по охране биоресурсов и политические разногласия между государствами.

На наших заводах, занимающихся воспроизводством осетровых, ведется работа по выращиванию молоди. Но Украина в этом вопросе заняла позицию «моя хата с краю». Заниматься воспроизводством осетровых там никто и не думает, а вот ловить – это с удовольствием! Бездействие украинских правоохранительных органов привело к тому, что запасы рыбы в Азовском море уменьшились в десятки раз. По данным Азово-Черноморского территориального управления федерального агентства по рыболовству, запас судака на 2015 год составляет 550 тонн, на 2016 год запас уже 334 тонн. Объем возможного вылова судака на 2015 год составляет 55 тонн, в 2016 году – уже 34 тонны. Промысловый запас пиленгаса на 2015 год составляет 2570 тонн, в 2016 году почти в 3 раза меньше – 930 тонн.

Дальнейшие комментарии излишни. Необходимо принять кардинальные меры, чтобы изменить ситуацию в этом регионе. Но усилий одной России, конечно, мало, должна подключиться и Украина. Только в этом случае будут сохранены биоресурсы Азовского моря».

За комментариями мы обратились в ряд федеральных и краевых структур, в ведении которых находятся вопросы, имеющие отношение к затронутой проблеме. Что из этого получилось – сообщим позже.