Общество 15.12.2015 03:00

Просветитель на колёсах

Просветитель на колёсах

<em>Затраты предприятий водоснабжения и водоотведения на эксплуатацию систем подачи и стока воды в целом по России превышают их выручку более чем на 15 млрд рублей</em> 

Завершающий своё победоносное шествие по стране Год литературы настолько богат событиями, что голова кругом идёт от едва ли не ежедневных мероприятий, с коих начинаются все выпуски новостей: книжных выставок, литературных вечеров, представлений новых книг и издательских проектов, поражающих своей креативностью, фестивалей, задушевных и глубоких по мысли встреч с писателями – сами же «инженеры человеческих душ» - как называли их когда-то с лёгкой руки писателя Юрия Олеши, не сходят с телеэкранов, из радиоэфира, газетных полос… Да, простится мне эта горькая ирония.

Потому и обращаешься чаще обычного к истории всего того, что связано с литературой.

Давайте вспомним об отнюдь не мифологическом явлении называвшемся пусть и гордо, но верно: «Советский Союз самая читающая страна в мире».

СССР был государством, в котором культурная сфера субсидировалась не по остаточному принципу. Был государством, помимо всего прочего, единственным в мире, которое могло позволить себе выпускать специальную технику для учреждений культуры. Вспомним об этом под юбилейным ракурсом.

Спецавто для народа

Пятьдесят лет назад с конвейера Краснодарского механического завода сошёл первый автобус-библиотека «Кубань-65А».

Этому событию предшествовала «валидольная» история, случившаяся в Министерстве культуры РСФСР. Весной 1962 года внезапно (что было характерно для того времени хрущёвских чудачеств) Госплан СССР отказал в распределении автобусов для «нужд» этого ведомства. А нужда была значительной. При созданной в Советском Союзе уникальной системе соцкультбыта с сетью клубов и библиотек, всё ж таки стационарных «очагов культуры» в деревнях и селах явно не хватало.

Срочный поиск альтернативы привёл… в автобусно-мебельный цех краснодарского Ремпромкомбината. Руководству цеха поручили наладить выпуск автобусов и спецмашин. Для этого цех с 1 мая 1962 года был реорганизован в «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования».

Всё делалось в цейтноте. Разрабатывать собственный спецавтобус было некогда. Поэтому первенцем нового предприятия стал автобус с деревянным каркасом кузова «Кубань-62» на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51А, созданный по чертежам и технической документации автобуса КАГ-3, производства Каунасского авторемзавода № 3. На базе автобуса «Кубань-62» начали изготовлять автоклубы и автокниголавки «Кубань-62А». А в следующем году появился модернизированный автобус «Кубань-63» серийного производства.

Темпы роста впечатляли: если в 1963 году было выпущено 293 машины, то в 1966 году уже 955. Инженеры завода не покладая рук трудились над усовершенствованием конструкции выпускаемых автобусов. И как результат: друг за другом появились на свет модернизированный автоклуб «Кубань-64», автобиблиотека «Кубань-65А».

Благодаря неустанному вниманию со стороны Министерства культуры РСФСР на заводе к середине 1960-х годов уже была приличная материальная база для значительного увеличения производства этих «просветителей культуры» на колёсах. А с марта 1967 года началось серийное производство автобусов с цельнометаллическим кузовом на полноприводном шасси ГАЗовского автопрома. Измененный автобус получил индекс по новой заводской классификации «Кубань-Г1А». На его базе впоследствии было создано четыре модификации спецавтомобилей «культурного» профиля: автобиблиотека, автоклуб, автокниголавка и автомузей.

Воспоминания и легенды

Автоклуб был среди своих собратьев самым весёлым автобусом. На нём разъезжали и давали концерты для сельских тружеников и самодеятельные артисты и профессионалы.

- Этот автобус появился при министре культуры СССР Екатерине Фурцевой, и мы его называли «Фурцваген», - улыбаясь, говорит Леонид Владиславович Погребельский, почти полвека проработавший директором сельского дома культуры. – На нём было удобно ездить спаенно-споенным коллективом. В салоне же столик был!

А ветеран библиотечного дела Галина Ивановна Бирюкова вспоминает:

- В начале семидесятых в наш район поступил голубенький с белой крышей автобус-библиотека «Кубань». Мы его ласково называли «Кубанец-белобрысый удалец». Трясло в нём здорово, мы ещё шутили, что как на коне верхом. Летом было жарко как в бане, а зимой ногами «барыню» в дороге выплясывала. Я только после библиотечного техникума и сразу, вот, определили меня по сёлам разъезжать. Летом на поля прямо приезжали. Трактористы веселятся, руки показывают, мол, песком от солярки отшоркал – давай, дивчина, про шпионов что-нибудь! Я же за столиком в салоне сижу у выхода, а передо мной две стопки книг, я их из ящика под столом перед работой вытащила. В одной классики, а в другой – детективы. И брали, скажу вам, и Льва Толстого, и Льва Шейнина.

Про автобус «Кубань» сохранилась забавная легенда.

Случилось как-то на Кубань приехать делегации из Японии. Делегация видимо, скромная, потому как по бескрайним нашим полям их было решено прокатить именно на этом автобусе… Два часа лёгкие японцы совершали вынужденные прыжки и кульбиты, которым могли позавидовать и наши знаменитые кубанские акробаты. Всё это пиршество ловкости человеческого тела демонстрировалось в густой пыльной завесе – окна разумеется, были открыты. Июль месяц на дворе.

Выходили из автобуса представители страны заходящего солнца пошатываясь, но все, как один, водителя благодарили. Кто - словом, кто конфетку дарил. Поняли, осознали в своих полётах, каково ему. Последним шел их переводчик. Он водителя так бережно по плечу похлопал и с вежливой улыбкой спросил: «Сама автобуса сделала?»

Расцвет и закат

К концу семидесятых годов прошлого века на Краснодарском механическом заводе достигли пика выпуска - почти девять тысяч автобусов в год. Министерству же культуры, некогда алчущему их - такого количества уже не требовалось. И почти половина автобусов распределялось по заказам сторонних организаций. Спрос на «Кубань» был велик - за ними стояла очередь из представителей промышленных, строительных предприятий, колхозов и совхозов.

В восьмидесятые продолжилась модернизация автобусов. Выпускается обновленный «Кубань-Г1А1-02» на шасси ГАЗ-53-11, внешне отличающийся от старой «Кубани» квадратной крышей, подфарниками и задними фарами нового образца. Именно эта модель в 1989 году становится стотысячным автобусом марки «Кубань». А всего было выпущено сто двенадцать с половиной тысяч автобусов и спецмашин «Кубань». В 1993 году их сняли с производства по причине неликвидности.

После распада СССР завод был переименован в акционерное общество «АвтоКубань» и взялся за выпуск микроавтобусов на базе ГАЗели. История предприятия завершилась в 2001году…

…Есть автомобили себялюбцы, есть автомобили тщеславцы, есть угрюмые выносливые труженики. А герой нашего рассказа останется в памяти, прежде всего, как автобус-просветитель, к тому же с весёлым характером массовика-затейника.

Сергей БУЗМАКОВ

Загрузка...
Новости от