Кубанские Новости
Общество

Народный артист России Валерий Баринов: «Я научился вовремя плакать и смеяться»

В интервью корреспонденту «КН» известный актер рассказал, почему с удовольствием снимается в сериалах, не отказывается от ролей

Кино - это поэзия

- Вы не только играете в театре и снимаетесь в фильмах. У вас есть поэтические программы. Чьи стихи нравятся больше всего?

- Правда. Много поэтических спектаклей. Причем часто то, что я декламирую, приходит спонтанно. Когда выхожу к зрителю, заранее не знаю, чьи стихи всплывут в памяти. Все зависит от настроя. Я читаю на сцене от Гай Валерия Катулла, древнеримского поэта, до наших современников, как Юрий Левитанский. Люблю Сергея Есенина, Александра Блока, Бориса Пастернака. В разные годы у меня были свои периоды увлечения: время, когда не мог оторваться от Лермонтова, когда я наконец понял Пушкина, сейчас у меня период вкушения Бродского.

Сверни с проезжей части в полу-
слепой проулок и, войдя
в костёл, пустой об эту пору,
сядь на скамью и, погодя,
в ушную раковину Бога,
закрытую для шума дня,
шепни всего четыре слога:
- Прости меня.

Есть спектакль, где я играю с Ольгой Кабо «Ты не становишься воспоминанием», где мы на сцене спорим стихами. В нем собраны отрывки из золотого фонда русской и зарубежной поэзии. Обещаю привезти его на Кубань.

И есть одна святая для меня тема - связана с Великой Отечественной войной. Слышите, как звучит для России слово «Победа»? Здесь нет торжества над поверженным врагом, сильного над слабым. Это то, что бывает после большой беды. Поэтому я сделал программу под названием «Ах, война, что ты сделала, подлая» со стихами Константина Симонова, Давида Самойлова, Булата Окуджавы. Пожалуй, поэтические выступления для меня сегодня вышли на первый план, подвинув театральные постановки и кино.

- Сегодня всячески стараются приобщить зрителя к поэзии и одновременно возродить интерес к отечественным фильмам. Есть даже кинопоэтические проекты. На ваш взгляд, они имеют право на жизнь?

- Честно, не очень понимаю, что такое кинопоэзия – это стихи, которые звучат в фильмах или написаны для кино? Когда у Андрея Тарковского спросили, с каким видом искусства или жанром литературы он сопоставил кинематограф, Тарковский сказал: «Я бы сравнил его с живописью». А я бы добавил, что хорошее кино сродни поэзии.

Мастер гаек для унитаза и ракет

- Тогда вопрос. Я задавала его Марине Яковлевой, Георгию Николаенко, Александру Самойленко и другим известным актерам, которые сегодня активно снимаются в сериалах. И вы не обошли этот жанр. В 90-е именно съемки в «Петербургских тайнах» принесли вам новый виток популярности. Так, что такое сериалы – это тоже поэзия кино или ширпотреб?

- Сейчас все больше серьезных режиссеров приходят в это направление. Сериалы, на мой взгляд, имеют колоссальное воздействие на публику. И они, в отличие от фильмов, все-таки смотрятся больше. Артист становится популярным, снявшись в сериале. После съемок в «Петербургских тайнах» я в полной мере ощутил эту известность. На меня стали пальцем показывать, трудно было по улицам ходить. А кино, к сожалению, сейчас стало дорогим. Раньше ты снялся в фильме - его увидела вся страна. Сегодня прокат зависит больше не от игры актеров или сценария - от финансовых вложений и спецэффектов. Кино превращается в индустрию. Так что к сериалам надо отнестись серьезно. Это современный способ достучаться до зрителя.

Я стараюсь не отказываться от съемок в сериалах еще потому, что это моя работа. Это как вкалываешь токарем: за смену тебе поручают выточить контргайку для унитаза, а на следующий день доверят деталь для сопла ракеты. Конечно, мне интересней иметь дело со звездным кораблем, но и гайку для «толчка» я должен уметь сделать хорошо. Поэтому мне ни за одну мою работу не стыдно.

__.__

И я понял, что ему это не больно. Я недавно был на родине Василия Шукшина, который снял пять фильмов. У него после этого было семь инфарктов. Причем широкая аудитория знает только про два. Это показатель, как ему было больно, он через себя пропускал эти ленты. А если боли нет, не стоит заниматься этим делом. И я не хочу сниматься у таких режиссеров.

__.__

- Это значит, что вы готовы на любую роль? Или все-таки есть табу?

- Есть такие роли. В последнее время стал очень осторожно относиться к режиссерам, не буду сознательно называть фамилий, которые сегодня являются лидерами проката. Их хорошо принимают на Западе. Но они снимают фильмы про жуткое наше существование и одиночек, которые пыжатся что-то изменить. Я как-то спросил одного молодого режиссера, что выпустил фильм о супергерое, борце за правду. Его персонаж в конце умирает:

- Зачем ты убил своего героя?

А он восторженно так отвечает:

- Жесткач, правда?

И я понял, что ему это не больно. Я недавно был на родине Василия Шукшина, который снял пять фильмов. У него после этого было семь инфарктов. Причем широкая аудитория знает только про два. Это показатель, как ему было больно, он через себя пропускал эти ленты. А если боли нет, не стоит заниматься этим делом. И я не хочу сниматься у таких режиссеров.

Про славу еще отдельно скажу. Молодым людям сегодня кажется, что ее заработать легко. Надо только что-то этакое крикнуть в соцсетях или удачно раздеться - и популярность у них в кармане. А ее надо заслужить воздействием на публику с помощью художественных образов. Как сказал в свое время известнейший театральный режиссер и педагог Георгий Товстоногов: актеры и зрители находятся в состоянии войны. Одни мечтают победить, а другие - быть побежденными. Вот когда ты побеждаешь зрителей своим творчеством, тогда ты заслуживаешь славу. Также и в кино. Если после твоего фильма кто-то на капелюшечку стал лучше, задумался о том, что надо помочь соседу, ты выполнил свою миссию.

Если снова к сериалам вернуться, вспомните первый бразильский – «Богатые тоже плачут». Когда он вышел, я подумал – дальше падать некуда. А потом прочитал в «Литературной газете», что после просмотра этого «мыла» многие русские мамы-«кукушки» стали разыскивать своих детей. И я простил этому сериалу все.

Я убивал с удовольствием!

- Хочу спросить о ваших ролях. Вы часто играли отрицательных персонажей. Одно время за вами даже закрепилась роль такого русского кинозлодея. Почему?

- У меня чуть больше или чуть меньше 200 ролей. Точно не помню. После 180-й перестал считать. Среди них много положительных, но зрителю больше запомнились именно отрицательные персонажи. Потому что они ярче. Легко ли играть таких героев? В жизни я никого не убивал никогда, даже зверька. Но в кино я столько переубивал народу! И делал это с удовольствием! В каждом человеке есть плохое и хорошее. Через такие роли отрицательная энергия выходила из меня. Я обретал свободу. Кроме того, отрицательного персонажа должно быть жалко. Надо сыграть так, чтобы он вызвал не только отвращение, но и сострадание, тогда эта роль считается выполненной.

- У вас характерные роли. Ваши персонажи – резкие, могут вспыхнуть как спичка в две секунды. А какой вы в жизни?

- В жизни, как мне кажется, я человек сентиментальный. Но это глубоко внутри. А внешне я произвожу впечатление, так говорят, уверенного, всезнающего мужчины и выгляжу хорошо. Никто не верит, что мне уже 70. Я даже бороду отращиваю иногда, чтобы выглядеть старше. Еще я вспыльчивый, не всегда справедливый, но отходчивый.

А самое ценное во мне, как в человеке, это способность к состраданию. Есть пьеса Иона Друцэ «Птицы нашей молодости», фраза из которой мне врезалась в память. Там беременная женщина спрашивает старуху, что мне сделать, чтобы мой ребенок, когда родится, стал хорошим человеком. А та ей говорит: «Научи его вовремя смеяться и вовремя плакать, остальное он поймет сам». Вот это самое главное для нашей актерской профессии.

Кубань меня не разочаровала

- Вы так часто бываете на Кубани со спектаклями, приезжаете на кинофестиваль в Усть-Лабинск, что уже шутят, а не присматривает ли в нашем крае Баринов себе земельку. А почему на самом деле вам нравится бывать здесь?

- С Кубанью связывает давнишняя детская мечта. Когда после войны в голодных орловских деревнях - я родился в Орловской области - нам показывали фильм «Кубанские казаки», то казалось, там люди живут хорошо, едят арбузы, виноград, веселятся. И когда я первый раз попал на Кубань, не разочаровался. Здесь удивительный народ. Я приезжаю, чтобы наглядеться и надышаться этими людьми, которые заняты делом, счастливы, что у них много детей. Это дает надежду, что люди хотят жить и наше общество не погибло. Такие впечатления я черпаю на Кубани.

ДОСЬЕ «КН»

Валерий Баринов

Родился 15 января 1946 года в деревне Жилино Орловской области. В семье Бариновых есть легенда о происхождении фамилии.

- У графа Куракина был гусевод Ефрем, который мастерски умел ловить диких гусей. Как-то барин проиграл в карты всю деревню, но себе оставил Ефрема-гусевода и небольшой хутор, которых и прозвали «Бариновы». Отсюда мои корни.

В 1968 году Валерий Баринов окончил Высшее театральное училище имени Щепкина. В 1973 году дебютировал в кино в фильме «Прикосновение».

Работал в разные годы в Театре Российской армии, Театре имени Пушкина, труппе Малого театра.

Настоящая популярность к Валерию Баринову пришла в конце 90-х после съемок в сериале «Петербургские тайны», где он сыграл Полиевкта Хлебонасущенского. Также актер снимался в сериалах: «Каменская», «Кадетство», «Диверсант», «Империя под ударом».

Валерий Баринов - народный артист России, кавалер ордена Почета.

У него двое детей – сын Егор, который также стал актером, и дочь Александра.

Большое увлечение Валерия Баринова – футбол. Он болеет за московский «Локомотив».

ФОТО Юрия ХОДЗИЦКОГО