Кубанские Новости
Общество

Широко шагнул

«КН» побывали на уроке «Учителя года России» Александра Шагалова в его армавирской школе

Армавирская школа № 7, где преподает «Учитель года России» Александр Шагалов, с самого утра стоит на ушах – все готовятся к встрече своего победителя. Мы же в этот момент успеваем только ноги переставлять, дабы их никто не оттоптал. Школьники без оглядки носятся по фойе с шарами, плакатами, микрофонами... Остальная ребятня под руководством своих преподавателей строится в две линейки, дабы образовать живой коридор от самых ворот школы до кабинета учителя. Все готово, только не видно виновника торжества. В режиме ожидания все находятся еще минут 15. Озябшие школьники, переступая с ноги на ногу, всматриваются в каждого входящего. И вот к центральным воротам, наконец, кто-то подъезжает.

– «Лексус», «Лексус»! – пронеслась волна шепота среди встречающих.

– Это, наверное, ему за победу подарили! – разглядывая авто, успели предположить некоторые.

Открывается дверь машины… Увы, не Шагалов.

Проходит еще 5 минут.

– Да, вон же он бе-е-е-жи-ит! – от радости захлопала в ладоши завуч школы Ольга Михайловна. – Включай фанфары!

26-летний учитель русского языка и литературы явно не ожидал такой встречи. Припарковав свою «Ладу Калину» за поворотом, он быстрым шагом проходит мимо шеренг, неся в руках огромную сумку и пакеты. Смущенно всем откланивается и в знак благодарности почти каждому говорит: «Спасибо!»

– Я не знал, что сегодня меня будут встречать, шел к своему уроку, который у меня должен начаться в 10 утра. Теперь вот все сбилось, ну ничего, сейчас начнем, – сам себя успокаивает Александр, раскладывая принадлежности на рабочем столе. Из пакетов, что нес в руках, он достает книги одного из своих любимых авторов – Леонида Андреева. Именно его жизни и творчеству учитель решил посвятить первый урок после двухнедельного отсутствия.

Не успел он прикоснуться к мелу и написать на доске число, как в класс заходит ученица 7 «Д» класса, где он является классным руководителем, и вручает учителю портрет, который нарисовала сама.

– Я очень ценю вещи, сделанные своими руками. Всегда их храню, мне очень приятно, – отвечает девочке по имени Лиза Александр.

Так и не стерев губную помаду со щеки, которую оставил кто-то из его коллег во время поздравления, он все же начинает урок. И с первых минут, словно по волшебству, притягивает внимание школьников к изучаемому автору. Александр Шагалов не приводит им сухие факты, весь урок строится на взаимном диалоге. К примеру, что они думают о писателе, глядя на его портрет, на фон фотографий, где он изображен. Вскоре преподаватель и вовсе включает аудиоколонки.

– Сохранилась уникальная запись, где сам Андреев читает свое произведение «Жизнь Человека». Я хотел бы, чтобы вы вслушались, с какой интонацией он это делает, как он видит свою пьесу. Что вы при этом чувствуете? – обратился он в очередной раз к ребятам.

В этот момент я поймала себя на том, что завидую этим ученикам. Как бы я ни любила своих преподавателей, но на моих уроках такой душевной атмосферы никогда не было. Шагалов ни разу никого не пожурил даже за то, что никто в классе не читал детский рассказ «Кусака». Вместо этого он его воодушевленно пересказывает и таким образом еще больше доносит до школьников душу изучаемого писателя.

– У меня для вас есть сюрприз, – в конце урока интригует всех учитель, включая на этот раз видеопроектор. – Андреев был не только замечательным писателем, но и одним из пионеров фотографии. Именно он сделал первые цветные снимки многих гениев: Ильи Репина, Льва Толстого, представляете?

После урока он поясняет нам, что данная методика преподавания – личные разработки.

– Когда мы изучаем писателей, я стараюсь найти что-то в их биографии интересное. К примеру, Жуковский – у него есть потрясающие графические рисунки, Грибоедов – знаменитый вальс, Пришвин – тоже занимался фотографией. Стараюсь каждого автора понять, чем он необычен и уникален, – говорит Александр. – Подготовить какие-то интересные материалы к уроку. Ради того, чтобы дать эмоциональный заряд, понять ритмику произведения, приблизить личность писателя к детям.

СОВЕТНИК, КАК НОВАЯ ДОЛЖНОСТЬ

Сразу после уроков мы едем домой к Александру Шагалову, где он знакомит нас с мамой – Ольгой Викторовной, а следом – со своей библиотекой. Коллекцию уникальных книг он начал собирать еще со студенчества. Сегодня именно из этого «ларца» он черпает вдохновение.

– Недавно заказал через интернет замечательную книгу Ричарда Дэвиса «Леонид Андреев: Фотографии русского писателя: Неизвестный портрет дореволюционной России». Издана она была в Англии, – листая страницы, рассказывает парень. – Очень люблю Андреева, я так же, как и он, считаю, что ничто не вечно в этом мире, надо ценить каждое мгновение.

– Вы эти слова можете отнести к себе? Ваша слава, которая сейчас окружает, скоро закончится?

– Слава эта не вечная, но вечной будет моя любовь к искусству, литературе, русскому языку, к этой школе, – философствует Александр. – Я считаю, что нужно жить насыщенно и приносить пользу обществу. Не только брать, но и давать что-то.

– Как руководство школы восприняло ваш диалог с президентом России Владимиром Путиным? (Во время беседы глава государства спросил, сколько получает Шагалов, и, услышав ответ, заметил, что это ниже среднего педагогического заработка по стране, который, по данным главы государства, в 2015-м составлял 32,5 тысячи рублей).

– Меня никто не журил, ведь я сказал, как есть. Вы видели, что сегодня все были рады видеть меня. От коллег, руководства и детей слышал только поддержку. Обид точно не было. Тем более, не я об этом заговорил, а сам президент.

– Директор школы собирается повысить вам зарплату?

– Посмотрим, пока разговоров не было.

– Уже были предложения о работе из других школ, регионов?

– Нет. И, если честно, даже не думал об этом. Я люблю свой край и город.

– Самую главную учительскую награду вы получили, куда будете двигаться дальше?

– Всегда есть куда стремиться. Если человек думает, что он всего достиг, то это конец его развития. Я буду продолжать общаться с коллегами, обмениваться с ними опытом. Пределу совершенства нет. И конкурс «Учитель года» это показал, потому что такое разнообразие методик, приемов работы¸ подходов, я нигде не видел.

– Пройдя конкурсный путь до звания лучшего учителя России, чему бы вы теперь хотели научить своих детей?

– (Задумался). Я не буду сейчас говорить о предметной стороне, о методиках, этого много. Конкурс – это в какой-то мере испытание не только профессиональных качеств, но и личностных. Важно не то, как ты вошел в конкурс, а то, как ты из него вышел. Ты должен остаться собой, честным перед самим собой. Победа не должна менять человека, нельзя возгордиться, это не повод быть о себе высокого мнения и ставить себя выше других.

– Вам самому тяжело было остаться самим собой?

– Можно вспомнить парадокс Оскара Уайльда: «Будь собой, остальные роли уже заняты». Я был самим собой. Не под кого не подстраивался, не надевал чужие маски. Не «зазвездиться» мне помогает самокритика. У каждого должно быть внутреннее мерило. Здесь помочь близкие не могут.

– Вы даже сейчас можете себя за что-то критиковать?
– Конечно. Это отдельная тема для разговора. Суть такова, что я понимаю, куда мне расти. Хотя многие наверняка говорят, мол, как так, отдали победу молодому педагогу, чему он может научить?! Но конкурс – это здесь и сейчас. Это не состязание по количеству отработанных лет. Испытания проходят сегодня, и получаешь равные со всеми задания для выполнения.

– Когда девушка становится «Мисс мира», у нее появляется общественная нагрузка: ездит с благотворительной деятельностью, посещает национальные конкурсы. Какие теперь у вас обязанности?

– Звать на различные конкурсы, мероприятия, семинары, мастер-классы, конференции будут не только меня, но и учителей, вошедших в пятерку лучших. Абсолютный победитель на год получает должность общественного советника министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. Правда, как это будет осуществляться, я пока не знаю.

КОСТРЫ С ДЕТСТВА

–Как вас между собой называют ученики?

– (Улыбается) Не знаю, но думаю, это что-то умное и серьезное, например: «Поэт», «Философ». Не Шагал. Фамилия моя звучная, хорошая. Я всегда смотрю на корень «шагал»: шагать вперед, идти, двигаться. Что, собственно, я и делаю: не стою на месте, постоянно развиваюсь, совершенствуюсь.

–Когда вы поняли что хотите работать в школе?

– Я поздно выбрал свою профессию – лишь в старших классах. Но мне всегда нравился русский язык, его пластика, возможности, а также литература, история. Любил писать сочинения, стихи начал сочинять с 5-го класса. В итоге выбрал филологический факультет в педагогическом университете в Армавире, спасибо ему. Особую роль сыграли и мои школьные учителя-словесники. От них тоже многое зависело: не отбили желание развиваться дальше в этом направлении. Но только на педагогической практике я понял, смогу ли быть учителем. Ведь можно много знать, быть умным, образованным, но не суметь объяснить простое.

– Вы – ботаник по жизни?

– Нет. В школьные годы я все успевал: погулять, сделать уроки, поиграть, почитать. Занимался баскетболом, но вскоре забросил спорт, так как не хватало на него времени. У меня много увлечений: люблю рисовать, писать стихи.

Пока мы беседуем с Александром, его мама – Ольга Викторовна – находится в другой комнате и не вмешивается в разговор. Мы ей задали тот же самый вопрос – она рассмеялась.

На фото: мама Александра - Ольга Викторовна

– Он рос, как обычный ребенок, гулял с пацанами, не сидел за книжками, а уж тем более не читал их ночью под одеялом с фонариком. Любил крыши, деревья, а особенно – костры. У него всегда были спички в кармане, я их у него никогда не отбирала. В школе отличником не был – имел «4» по физике, английскому языку, алгебре, геометрии. Но вуз окончил с красным дипломом.

– Когда он решил поступать в пединститут, сразу одобрили его выбор? Парень – учитель?

– А мне казалось, это так здорово! Ведь их мало. Сейчас, правда, с каждым годом становится больше. И это хорошо. К тому же у нас и прадедушка преподавал. Да и в момент его поступления в стране, в Краснодарском крае стали обращать внимание на эту профессию, всячески поддерживать учителей. Поэтому я не боялась, что в будущем он не сможет на свою зарплату прокормить семью.

– В победу сына верили?

– У нас хорошее образование на Кубани, поэтому была уверена, что мой сын войдет в состав 15 лучших учителей. Конечно, того, что он станет «Учителем года», представить не могла. Но сейчас ему сложно будет, нельзя расслабляться. Нужно постоянно держать себя в тонусе и развиваться дальше.

– После победы поклонниц у сына прибавилось?

– Они у него всегда были. Говорит, что через два года хочет создать свою семью. Но, правда, пока с будущей невесткой меня не знакомил.

ГЛАВНОЕ – СТАТУС

Напоследок мы задали Александру один из главных вопросов, который, наверное, волновал многих, в том числе и школьников: какова награда за конкурс?

– Хрустальные статуэтки пеликана: малая и большая, – говорит он и тут же с удовольствием демонстрирует их нам. – Очень боялся разбить, но довез. Малый – за то, что вошел в пятерку, большой вручили как абсолютному победителю. Денежных наград конкурс не дает никаких. Это статус.

– Многие думали, что после победы вы приедете в школу на шикарном «Лексусе». Вам не вручили премию даже на встрече с президентом?

– Нет. И мы знали, что так будет. Ведь это не коммерческий конкурс. Главная награда – это то, что впервые за всю историю в 2017 году он пройдет в Краснодарском крае. Пеликан прилетел наконец-то к нам. Будем встречать всю Россию у нас!

– Как тогда лично вы отпраздновали свою победу?

– Купил себе несколько интересных книжек на память в Москве, в основном художественную литературу: Бориса Чичибабина, дневники жены Леонида Андреева, эссе Вирджинии Вульф, которое впервые переведено. Воспоминания жены Достоевского, их тоже впервые опубликовали полностью.

– Груз приличный из Москвы везли. Может, проще было в электронной версии купить?

– Читаю только бумажные версии. Если у меня какая-то из книг есть в электронке, я не буду ее читать, пока не приобрету в настоящем виде. Правда, есть маленькое исключение, если эту вещь невозможно найти, например рукопись XVII века.

P.S.

Выезжая из города, мы, конечно же, заскочили и в один из главных альма-матер – Армавирский государственный педагогический университет, предвкушая увидеть прямо на входе портрет его гордости – выпускника Александра Шагалова. Но, увы… Доска почета оказалась без него. Хотя сами преподаватели с особым трепетом вспоминают своего студента.

На фото: Ирина Горина, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики

– Он – наша яркая «звездочка», проявил себя с самого первого курса. На занятиях отличался необычным отношением к предметам литературоведческого цикла. Писал стихи, участвовал в различных мероприятиях, активный, позитивный, добродушный, улыбчивый. Особенности его таланта видны сразу, – рассказывает Ирина Горина, доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики (когда учился Александр, была деканом филологического факультета. – Прим. авт.). – Умеет общаться – это качество сыграло свою роль в будущем. Ведь не всякий может стать учителем. У Саши эта жилка заложена природой. Надеемся, что в скором времени он защитит диссертацию, потому что данные для этого есть. Мы гордимся тем, что он стал лучшим в своей профессии. Таким образом, смог позиционировать себя, наш факультет, вуз и в целом Краснодарский край.

Заведующий кафедрой отечественной филологии и журналистики Андрей Безруков пообещал, что на Доске почета Александр Шагалов обязательно появится.

Фото Анатолия ЛОБОВА