Кубанские Новости
Общество

«Белая» вода Белой реки

«Кубанские новости» продолжают акцию по проверке качества питьевой воды в городах и станицах нашего края. Корреспонденты газеты

Мы уже посетили Ейский, Успенский, Темрюкский, Приморско-Ахтарский, Кущевский, Новопокровский и Белоглинский районы. На этот раз мы отправились в Белореченск, чтобы обычным бытовым тестером проверить качество воды.

Этот рейд отличался от прежних во всем. Мы ехали просто проверить воду, а собрали целый список тем, историй и рассказов. Такие они, белореченцы. С готовностью предложат незнакомцу стакан воды и, как своему, расскажут о житье-бытье.

Мы решили не отходить от традиции и свой объезд начали, так сказать, с посада – окружающих город поселков. Первый на пути вырос Верхневеденеевский. Поселочек аккуратный, крепкий. В школе гомонит детвора. У сельмага беседуют две старушки. Лениво полаивают собаки. Наобум сворачиваем на улицу. На табличке название – ул. Гагарина. Возле дома 19 стоит женщина. Знакомимся.

– Вас нам Бог послал, – всплескивает руками Надежда Любчак, узнав, что мы из газеты. – По воде ничего сказать не могу – у нас своя скважина, но вот пройдемте со мной.

Метров через 100 достигаем цели – заколоченного Дома культуры. Типовая для 50-х годов прошлого века архитектура. Двери на замке. Выбитые окна. Трещины по стенам.

– Я здесь работала завклубом. В 2010-м приехала комиссия, обследовала здание и закрыла его. Просили сделать ремонт, да, как видите, ничего не вышло. А у нас ребятам, кроме школы, больше податься некуда, хотя детей в поселке много. Может, хоть после вашего приезда на нас обратят внимание, – надеется Надежда Васильевна.

Фотографируем и двигаемся дальше. Через небольшую площадь странное здание – новая крыша на облупленных до дранки стенах, в которых сияют пластиковые окна. Словно на старый гриб кто-то шутя примерил не те шляпку и очки. Это фельдшерско-акушерский пункт. Нас встречает заведующая Юлия Казанцева. Любезно соглашается дать воды на пробу – здесь она водопроводная. Меряем. Результат 268 единиц. Нормально. А вот с помещением все наоборот.

Не нужно быть специалистом в строительстве, чтобы понять – здание «дышит на ладан». И снаружи, и изнутри старая штукатурка местами обвалилась чуть не в полстены и «скалится» ребрами реек. На вопрос о том, когда был ремонт, Юлия задумывается и пожимает плечами: «Не помню».

Обращаю внимание на кучу угля возле ФАПа. Оказывается, дом отапливается печкой, хотя газопровод проходит в каких-нибудь 10 метрах. В общем, впечатление удручающее. А вот люди хорошие. Когда я нахожу очередную проплешину или трещину в стене, на губах у фельдшера Казанцевой блуждает смущенная улыбка: ей стыдно, что гости увидели не только новую крышу и окна. И я почему-то чувствую себя виноватым, потому что в таких условиях приходится работать этой хрупкой женщине.

Поселок Восточный интересен тем, что здесь находится крупная молочно-товарная ферма. С точки зрения наших исследований, Восточный оказался малоинформативным. Дело в том, что прежде здесь воду подавали централизованно с фермы, но несколько лет назад этот водопровод перекрыли, оставив только для нужд предприятия. Жители набурили скважин и пользуются артезианской водой. Здесь показатель 455 единиц – очень жесткая вода.

А вот на самой МТФ качество приличное – 241 единица. Коровы вполне довольны.

Сразу скажу: я люблю Белореченск. Нравится размеренный ритм жизни, добротность, люди опять же. Вот и сейчас, заезжая в город, чувствую, как уходит напряжение, и вдруг вызов на мобильный. Звонят из районной администрации. Тема – поселок Верхневеденеевский. А прошло всего пару часов с того момента, как мы оттуда уехали, – аплодирую реакции. Разъясняют, что посещенные нами объекты в сфере внимания и вопрос по ремонту решается.

Отступление в сторону: прошло 3 недели! По нашим сведениям, никаких изменений ни с Домом культуры, ни с ФАПом не произошло. Это все к той же скорости реакции, но теперь в кавычках.

Найти водопроводную воду в Белореченске удалось не сразу. Опять скважины. На улице Толстого, 78 хозяйка частного дома Ольга Ивановна не сразу поняла просьбу «померить воду»:

– А у нас своя. Хорошая. Скважина 6-метровая. И пьем ее, и поливаем огород. У нас все замечательно.

Прибор показывает 373 единицы. Жестче, чем водопроводная.

Наконец, на улице Гоголя, 49 находим то, что искали. Во дворе 5-этажки на солнышке греется пожилая супружеская пара. Валентина и Николай Цуркан оказались нашими давними подписчиками. Кстати, «Кубанские новости» в Белореченском районе хорошо знают, практически все мои собеседники в этой поездке оказались нашими читателями.

На фото: супруги Цуркан

Пока ждем, когда Николай Васильевич принесет воду для измерения, разговорились с его женой. Цуркан приехали из Кишинева 12 лет назад и уже не представляют места лучше Белореченска.

– Муж сам отсюда, вот мы и решили на старости лет вернуться. Тут очень хорошо. А еще мы нашли здесь могилу его отца, который погиб на «Голубой линии». Почти через 70 лет! В станице Неберджаевской Василий Никифорович покоится. А мама Коли до своей смерти ему верность хранила, хоть и осталась вдовой всего в 27 лет. Мы взяли горсть земли с отцовой могилы и привезли к ней на кладбище. И от нее землю отцу передали. Так и поженили их опять.

За таким разговором почти забываю о том, что нужно снять показания прибора. Вода, как на ферме в Восточном, – 241 единица. Долго прощаемся. Супруги все не могут нахвалиться Белореченском, благодарят Путина за то, что не забыл их, хоть и жили они в Молдове, и перечисляют наших журналистов, которым надо передать привет.

На улице Интернациональной не могу не остановиться перед домом № 42. Здесь общежитие кооперативного техникума. Ностальгия. На проходной, за перегородкой – вахтер. Под ее взглядом начинаю искать за собой вину – память предков, наверное. Комендант общежития или вахтер для меня со студенчества сродни милиционеру. Даже страшнее. Но Татьяна, увидев редакционное удостоверение, приветливо улыбается:

– Воды надо? Да хоть ведро. Пойдемте.

Запах буфетских пирожков, чуть влажных простыней и еще чего-то и словно мне опять 19 лет. А с водой все в порядке – 248 единиц.

Белореченский район вполне оправдал свое название – вода хоть и не идеальная, но чистая. И очень хотелось бы на этом поставить мажорную точку. Но…

И, кстати, а тротуар на улице Больничной в Белореченске уже сделали?

Таблица загрязненности воды

Значение TDS-метра (ppm)

Описание значения

От 0 до 50

Идеальная питьевая вода (многоуровневая очистка)

От 51 до 169

Приемлемая для питья (обычно после бытовых фильтров)

170

Тяжелая вода

От 171 до 300

Вода на грани допустимого

От 300 до 500

Неприятная и неприемлемая для приготовления чая

Свыше 500

Опасная для здоровья

** – Данные цифры не распространяются на специальные лечебные и минеральные воды.

Уважаемые читатели! А какую воду пьете вы? Звоните, пишите – мы обязательно приедем.

Фото Михаила СТУПИНА