Кубанские Новости
Общество

«Адмирал Кузнецов» на боевом курсе

Политический и военный обозреватель «КН» – о том, что Запад никак не может привыкнуть к возрожденной морской мощи России

Во второй половине октября западная пресса вновь зашлась в истерике по поводу растущей российской угрозы. Особенно бились в конвульсиях британские СМИ. Поводом стал проход через пролив Ла-Манш ордера кораблей нашего Северного флота во главе с флагманом-авианосцем «Адмирал Кузнецов». Полное название этого корабля – тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Если бы пугливые бритты узнали, что в названии ТАВКРа есть леденящие английскую душу слова «Советский Союз», то истерики было бы гораздо больше. Падучая накрыла и замминистра обороны Великобритании Майкла Пеннинга. Его заявление более смахивало на сбивчивое бормотание юродивого: «Большинство из нас считали, что холодная война окончена. Мы думали, что можем наблюдать за угрозами из других частей света и выстраивать свою оборонную политику соответствующим образом. В последние месяцы нам пришлось вспомнить о старом враге. Мы видели, как их флот прошел через Ла-Манш – возможно, это знак того, что они могут сделать». После этого без всякого перехода Пеннинг заявил, что «Адмирал Кузнецов» – «старый и ветхий», но при этом все еще «представляющий угрозу».

Ну, примерно таким был «диапазон мнений» и у других «компетентных» комментаторов на Западе. От: «Да ну-у-у-у, разве это военный корабль? Его бояться нечего!» до: «Караул!!! Русские идут!!!». Во всем этом суматошном хоре сравнительно разумно прозвучала оценка нашей ударной группировки, переброшенной из Северного Ледовитого океана в Средиземное море, у издания Die Welt.

«Адмирал Кузнецов» – это серьезная сила. Гигантский авианосец, который Путин отправляет в Сирию, усилит позиции России в Средиземном море». По факту это действительно так. Пятый по счету в отечественном кораблестроении авианосец проекта 1143 может оказывать поддержку подводным лодкам, несущим баллистические ракеты, надводным кораблям и морской ракетоносной авиации российского флота. Для этого на его борту базируются палубные самолеты, камовские противолодочные и ударные вертолеты типа «Аллигатор». Кроме того, корабль может эффективно поражать надводные, подводные и воздушные цели. Это если говорить коротко.

Хочу отдельно заметить, что у этого авианосца очень непростая биография, отражающая политические перипетии в Советском Союзе в последнее десятилетие его существования. В момент закладки на стапеле Черноморского судостроительного завода он был наречен «Рига». Потом скончался генсек Леонид Ильич, и корабль стал «Брежнев». Непонятно зачем в 1987 году ему дали имя «Тбилиси». Затем-таки опомнились, и ТАВКР стал «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

__.__

В Киеве тогда сказали, что это нечестно. Все, что в Крыму, – принадлежит «самостийной». Но пример авианосца оказался заразительным. Вскоре и весь Крым порубил украинские швартовые концы и ушел в порт постоянной приписки – в Россию. Словом, лихой у нас «Адмирал Кузнецов», и его на голое постановление, как говорил Бендер, не возьмешь.

__.__

Довелось авианосцу поучаствовать и в политических разборках с Украиной. В дни распада СССР «Адмирал Кузнецов» находился на севастопольском рейде. В декабре 1991 года в адрес командира корабля поступила телеграмма от президента Украины Леонида Кравчука, в которой объяснялось, что крейсер является собственностью Украины и до принятия правительственного решения он должен оставаться в Севастополе. В ту же ночь ТАВКР снялся с якорей и взял курс на Босфор. Крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяево Мурманской области.

В Киеве тогда сказали, что это нечестно. Все, что в Крыму, – принадлежит «самостийной». Но пример авианосца оказался заразительным. Вскоре и весь Крым порубил украинские швартовые концы и ушел в порт постоянной приписки – в Россию. Словом, лихой у нас «Адмирал Кузнецов», и его на голое постановление, как говорил Бендер, не возьмешь. Ну а как сегодня хотят «достать» наш ТАВКР люди из НАТО?

Да ничего особого не придумали. Занимаются мелкими пакостями, как капризные дети в песочнице. Вот пример. Во время перехода в Средиземное море наши корабли планировали зайти в Испанию на дозаправку. Хочу пояснить, что для таких целей планируется несколько портов и танкеров. Поэтому Испания не единственный родник в пустыне. НАТО стало давить на Мадрид – не пускайте, мол, к себе русских. Наши моряки, узнав, что испанцам выкручивают руки, отказались от захода и, резко изменив курс, продолжили движение к линии боевого дозора, то есть к берегам Сирии. Дозаправят и в другом месте. Были бы деньги. Могу только себе представить, как «благодарили» НАТО испанские шипшандеры – поставщики воды, провизии и ГСМ на корабли. Людей лишили верного заработка.

Вне всякого сомнения, на этот раз издание Die Welt правильно оценило ситуацию: «Адмирал Кузнецов» – это серьезная сила. Гигантский авианосец усилит позиции России в Средиземном море». И не стоит тут господину Пеннингу круги на воде разводить, что ТАВКР, дескать, у нас старый. Для корабля такого класса это не возраст. Вон американские авианосцы «Нимитц», «Эйзенхауэр», «Рузвельт» и другие намного старше нашего. И ничего, воюют. А западным политикам надо не биться в истерике, а привыкнуть к новым реалиям. Морская мощь России восстановлена. Мы вернулись в Средиземное море и уже не покинем его. Это зона наших национальных интересов. А первый боевой маршрут сюда проложил еще граф Орлов, при Екатерине Великой. Так что нам историей и Богом велено быть здесь.