Кубанские Новости
Общество

Обманчивое тепло

Первый канал завершил показ байопика «Таинственная страсть». Сериал вызвал самые горячие обсуждения. Свое мнение высказала и ко

Неприятно холодные осенние месяцы заставили россиян изрядно померзнуть. Успели продрогнуть даже жители обласканной солнцем Кубани. Первый канал, со своей стороны, не мог не отогреть зрителей. С 31 октября показом сериала «Таинственная страсть» в вечернем прайм-тайм утвердили оттепель. На первый взгляд, лента о писателях-шестидесятниках с достоинством выделяется на фоне брачного предприятия «бесприданницы» Гузеевой и непобедимого базара Андрея Малахова, которые расположились в вещательной сетке по соседству. На второй, да если еще и призадуматься, сериал этот – «свой парень» в ряду вечернего контента Первого, ибо имеет такую же цель: понравиться зрителю и обеспечить каналу высокий рейтинг.

«Таинственная страсть» – экранизация последнего завершенного сочинения Василия Аксенова. Это мемориальный роман о легендарной «хрущевской оттепели» и людях, ставших воплощением культурной жизни этого периода – поэтах, художниках, актерах, режиссерах «шестидесятниках». Тут и Евгений Евтушенко, и Белла Ахмадулина, и Андрей Вознесенский, и Роберт Рождественский, и Владимир Высоцкий, и Андрей Тарковский, и, конечно, сам Аксенов. Искать в произведении историческую правду, как отмечал автор, не стоит: «Стремление к хронологической точности часто вызывает путаницу. Желание создать образы реальных людей под реальными именами может вызвать у читателя раздражение: они, дескать, были не такими, и такого с ними не могло произойти».

Поэтому и экранизация мало соответствует как реальной фактографии, так и литературному оригиналу. От пера Аксенова в сериале остались лишь название, некоторые сюжетные схемы и доходящие до нелепости прозвища героев (Нэлла Аххо – Ахмадулина, Кукуш Октава – Окуджава, Роберт Эр – Рождественский, Ян Тушинский – Евтушенко, сам Аксенов – Ваксон). Опустим хронологические несоответствия (когда в 1958 году в Лужниках поэты читают стихи, написанные ими через восемь лет, Высоцкий поет песню, написанную в 1962-м, а Солженицын, который, по свидетельствам современников, не очень жаловал данную компанию). Закроем глаза на опекающих «антисоветчика Ваксона» КГБшников, анекдотичность Хрущева. Оставим подобное на совести создателей и примем во внимание «художественную правду», которую они хотели показать.

Содержание ленты можно передать весьма прозаичными глаголами. Наивные молодые обитатели советского Парнаса творят, читают стихи, дружат, выпивают, заседают в ресторане ЦДЛ, совокупляются, ругают власть, отстаивают свободу, предают, снова влюбляются… Типичное мыло, одним словом. Режиссер Влад Фурман подал зрителю приятное, удобоваримое блюдо из меню общепита, приправив его большим количеством страстей, щепоткой «противостояния» искусства и власти, несколькими каплями политической обстановки того времени и лепестками ностальгии с «москвичами», автоматами с газировкой, платьями в стиле Бриджит Бардо и поставляющими эти платья фарцовщиками. На экране зритель видит красивые лица, стильную одежду. Звучит приятная музыка. Располагает к удовольствию атмосферная, в мягких, постельных тонах, ретро-картинка. Плавноскользящая по московской панораме камера оператора кружит голову, будто влюбленность, чувство свободы или шампанское. Складывается ощущение, что съемочная команда будто заигрывает со зрителем.

Героями байопика движет таинственная страсть. Это и сжигающие каждого чувства, и поэзия, и страсть к предательству: каждый в фильме кого-то предал, точно так же, как и власть, которая «одной рукой дает, другой – отбирает».

Обращает на себя внимание главный герой – Ваксон (Алексей Морозов). Харизматичный, умный, циничный, привлекательный, страстный. Эдакий альфа-самец на том самом коне, который обещают потребителям производители виагры. «Любовные откровения — не для рейтинга, а чтобы раскрыть любвеобильную натуру Аксенова», – говорит исполнитель этой роли Морозов. Роковое чувство к Ралиссе Кочевой (в реальности – вторая жена Аксенова Майя Кармен) реализовывается в хищности и похоти. Впрочем, как видим, писатели – обычные люди с обычными потребностями, питаются не нектаром, а убывающая сила вдохновения частенько опускает из космических пространств на землю, полную низменных страстей.

Наиболее приятным в картине выглядит Роберт Эр (Александр Ильин (младший)) – как истинный поэт, совесть нации; добрый, отзывчивый, неравнодушный. Нэлла (Чулпан Хаматова) – возвышенная, нервная, инопланетная. Тушинский (Филипп Янковский) – трусливый, самовлюбленный позер (хоть и не лишенный таланта). Антон Андреотис (Евгений Павлов) – жалкий «маленький человек. Кукуш (Алексей Агопьян) –скромный, невзрачный, выполняющий функцию музыкального «аксессуара» фильма (не только же стихи читать).

Актеры на роли подобраны с фотографической точностью. Насколько правдивы полученные образы? Ответ на вопрос очевиден. Послушать хотя бы вдовца Ахмадулиной, который заявил, что фильм ужасен и он не узнал ни Беллу, ни других. Да и вообще редкий из ныне живущих свидетелей тех событий согласился с имитацией времени от Аксенова и Фурмана.

Впрочем, все это занудство. Очевидно, что на документальность «Таинственная страсть» не претендовала. Зритель увидел сериал, который приятно посмотреть. Рейтинг высокий, обсуждения широкие – цель достигнута. И на Первом холодными ноябрьскими вечерами действительно стало теплее.

Но… Как известно, осеннее тепло обманчиво.