Кубанские Новости
Общество

Трехлетний карнавал майдана

Наш постоянный автор, главный редактор газеты «Щербиновский курьер» Сергей ШВЕДКО – о том, что день общественного похмелья на Ук

Право слово, какие они все чуднЫе, все эти критики нынешней Украины! Пытаются своей убогой логикой оценить главное событие последнего тысячелетия – евромайдан, который начинался в Киеве аккурат три года тому назад. С помощью наивных рассуждений утверждают, что самая великая нация получила прямо противоположные результаты, чем лозунги, под которыми усиленно скакала на центральной площади своей столицы.

Мол, хотели избавиться от воров власти, а получили новых, еще более наглых. Боролись с «диктатурой», а получили такую «демократию», от которой временами ужас охватывает. Например, от методов ведения политических дискуссий с несогласными жителями Донбасса. Мечтали о немедленном европейском счастье, а на самом деле не могут получить даже обещанный безвизовый режим с ЕС. В конце концов, имели обычную человеческую мечту жить лучше, а сегодня 80 процентов жителей страны находятся за чертой бедности.

Еще раз говорю: ничего вы не понимаете, господа критики. Потому что майдан, то самое вскормленное печеньками госпожи Нуланд выступление против Януковича за все хорошее – это не инструмент для достижения поставленных задач, а главная светлая мечта любого настоящего украинского «патриота». Бесконечный праздник непослушания, когда настоящим борцам – все бесплатно. Удивительное ощущение сопричастности к великому событию в огромной толпе, опьяненной вседозволенностью и накачанной адреналином.

__.__

Постоял в окружении правоохранителей голым на морозе, попал в объективы – и жизнь наладилась. Вместо унылого существования в своем селе ты – депутат Верховной Рады. У тебя все новое – судьба, одежда, даже жена.

__.__

Здесь все разрешено: хочешь – памятник Ленину вали, хочешь – милицию жги бутылками с зажигательной смесью. А хочешь – живописно позируй перед западными телекамерами. Наконец, это еще и социальный лифт, реализованная мечта любого бездельника, который хочет всего добиться одним махом, как казак Гаврилюк. Постоял в окружении правоохранителей голым на морозе, попал в объективы – и жизнь наладилась. Вместо унылого существования в своем селе ты – депутат Верховной Рады. У тебя все новое – судьба, одежда, даже жена.

Вся эта картина органично вкладывается в понятие карнавализации, принадлежащее замечательному советскому философу Михаилу Бахтину. В ситуации грядущих лишений (будь то Великого поста, голодной зимы или, к примеру, отказа от Ассоциации с ЕС), как в средние века в Европе, так и сегодня на Украине народ выходит на площадь, чтобы принять участие в карнавале, в котором все меняется местами. Стираются все звания и титулы, и даже последний свинопас может обратиться к знатному человеку, как к своему собутыльнику. А королем становится шут или обычный алкаш. Развеселая толпа нивелирует все законы и традиции, делая их объектом пародии и карикатуры. Апеллируя к плотским желаниям и физиологическим потребностям человека, она высмеивает освященные традицией нормы семейной жизни, церковные заповеди, весь устоявшийся миропорядок. В общем, своеобразный этюд на тему: «Кто был никем, тот станет всем».

Естественно, что карнавальные дни – наиболее яркое воспоминание любого задавленного бытовыми неурядицами, абсолютным или относительным безденежьем или личной неустроенностью индивида. Прекрасная сказка, в которую, попав однажды, хочется остаться навсегда. Да и что ждет на выходе из нее? Постылая жизнь сельского неудачника или представителя славной прослойки офисного планктона? Чем такая перспектива, лучше вообще не возвращаться в будни! Закончился майдан? Зато появилась война, которая требует десятков тысяч добровольных убийц и помогающих им волонтеров. Не хочешь идти воевать (вдруг что случится) – оденься в камуфляж, сколоти банду и устанавливай новые порядки у себя дома. Взрывай линии электропередачи, громи банковские офисы. В общем, продолжай в том же духе, что и начал три года назад.

К этому следует добавить тотальный карнавал в СМИ, которые методично сознательно путают черное с белым и теплое с мягким (при этом идя в русле указаний «руководящей и направляющей силы»). А также постоянные цирковые гастроли власть предержащих мужей и жен, между очередными репризами не забывающих набить карманы. И если сложить эти пазлы в единую картину, то с ужасом начинаешь понимать, что добровольно покинуть майданную матрицу сегодня мало кто захочет. Если только вдруг не случится грандиозное короткое замыкание. И нынешние злобные клоуны и рукоплещущая им массовка вдруг не вспомнят, что они на самом деле – просто люди. Для которых убийство таких же, как они, даже в пьяном карнавальном угаре, – страшный и ничем не смываемый грех.

Боюсь, что день всеобщего общественного похмелья станет для них самым черным в их жизни. Правда, до этого еще ой как далеко. А пока – хмельное представление продолжается…