Кубанские Новости
Общество

Там, где все непросто

В воскресенье отмечается День матери – наверно, самый важный для каждого праздник. Ведь это праздник жизни и добра. И хочется по

В Переясловской спецшколе в торжественной обстановке прошел традиционный праздник – День матери. Название этого учебного заведения сначала настораживает – спецшкола закрытого типа для детей с общественно опасным девиантным поведением. Высокий забор, поверх которого колючая проволока, кругом камеры, охрана, строгая проходная система… Находится она в станице Переясловской Брюховецкого района. Сюда попадают малолетние преступники в возрасте от 11 до 18 лет в основном за кражи, мелкие разбои… Но в целом в биографиях этих подростков собрана половина Уголовного кодекса.

– Часто сбегают? – это один из первых вопросов, который задаем директору спецшколы Николаю Лысенкову во время прохода через КПП. Здесь установлено два больших телевизора для наблюдения за территорией, с которых не сводят глаз охранники.

– Бывают моменты, – отвечает он. – В основном по халатности взрослых, где-то недосматривают. Хотя здесь созданы все условия, чтобы ребенок не покинул территорию. Но бегут, как правило, куда? Домой! В этом году всего один случай был: 4 воспитанника ушли, побродили чуть-чуть, мы их в этот же день вернули назад. Они долго потом жалели и каялись, что сделали глупость.

– Чем объясняли?

– У главного зачинщика мама беременная была. Он решил ей по дому помочь. В семье у них 6 детей. Цели благородные, но необдуманные. Надеялся, что за один день все сделает и подготовит к появлению малыша, но переоценил свои возможности. При этом еще и трех ребят на побег подбил.

Встречи со своими мамами здесь ждут все без исключения: общение происходит строго по графику и, как правило, только по телефону. Поэтому такой праздник, как День матери, имеет в спецшколе особую непередаваемую эмоциональную атмосферу. Ведь сегодня можно не только поговорить, но и крепко обняться, поплакать и попросить за свои проступки прощения.

– Я очень жалею, что маму обижал, – искренне говорит 14-летний Егор Власов. – Никогда не думал, что мне будет так грустно без нее. Конечно, плачу… Но потом понимаю, что слезы не помогут. Беру себя в руки и стараюсь заняться чем-нибудь, чтобы отвлечься: книжку почитать, в настольный теннис поиграть.

В этот день он ждал встречи с мамой с иконкой в руках, которую сделал сам. Этому мастерству его, как и других детей, научили в спецшколе.

– Ребенок здесь меняется в корне. Он приходит запуганным зверьком, а выходит нормальным полноценным гражданином, – рассказывает директор спецшколы Николай Лысенков. – Но самое главное, мы открываем таланты у этих детей: они у нас поют, вырезают, вышивают, вяжут. Они даже не подозревали, что умеют это делать. Ведь условия как дома, может быть, даже лучше. У нас 5-разовое питание, тепло и уютно, выезжаем на конкурсы, соревнования, в музей, театры. Мы значимся школой закрытого типа, но мы не закрыты. Показываем красивое, учим чистоте. У многих из наших ребят нет элементарных хозяйственных навыков, они даже не знают, что до этого проживали в антисоциальных условиях.

…Концерт, который воспитанники спецшколы организовали, смотреть без слез невозможно. Дети, которые вчера еще не знали даже алфавита, проникновенно читали стихи!

– Конечно, это заслуга наших преподавателей. Они ведут огромную работу, занимаются с детьми дополнительно, – рассказывает Николай Лысенков. – Был у нас ребенок с нарушением интеллекта, ходил в 8-й класс, но при этом знал всего две буквы – «П» и «А». Он так и расписывался: «ПАПА». После двух месяцев обучения в нашей школе, он написал мне заявление с просьбой что-то ему выдать. Пусть с ошибками, но написал! Я попросил своих социальных педагогов отсканировать бумагу и отправить в ту школу, из которой он к нам пришел: пусть знают, что ребенком надо заниматься! Сегодня на сцене Наташа выступала – читала Есенина так, что все плакали. А она вообще читать не умела.

За преобразованиями детей во время концерта наблюдали представители министерства образования, науки и молодежной политики, министерства труда и социального развития Краснодарского края лично, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, специалисты из администрации Брюховецкого района, представители духовенства, казачества и общественных организаций. Ну и, конечно, матери, отцы, бабушки и дедушки, родня, друзья и товарищи воспитанников.

В беседе с корреспондентом «КН» мама Ирина Ефимова, приехавшая из поселка Ильского к сыну Максиму Мельниченко, отметила, что ее парень заметно изменился в лучшую сторону, стал задумываться о своей дальнейшей жизни и профессиональной учебе. Почти то же самое, только сквозь слезы радости от долгожданной встречи, говорила и мама Ирина Белкова из Новороссийска, приехавшая к сыну Иллариону. Судьба дала их сыновьям шанс все исправить, вернуться к нормальной жизни.

Красноречивы и бесхитростные записи родителей в «Книге отзывов», которая лежит на столе в фойе спецшколы. Вот некоторые из них. «Я, Литвиненко Людмила Георгиевна, очень благодарна за то, что исправили моего сына Литвиненко Александра. Большое Вам спасибо». А вот еще: «Большое спасибо и низкий поклон всем учителям вашей школы за то, что помогли моему ребенку выучиться, дали ему профессию и определили в этой жизни. Благодарю всех от нашей семьи. Калинина Г. А.».

Родители уехали, а подростки продолжили свою учебу. Следующий праздник в школе состоится по весне – в День семьи. К нему школьники уже начали придумывать подарки и творческие номера.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Вице-губернатор края Анна Минькова проверила, как выстроен образовательный процесс в одной из старейших специальных общеобразовательных школ края

В спецшколе воспитанники не только осваивают обязательную школьную программу, но и получают дополнительное образование.

– Мне было важно узнать, как идет учебный процесс и реализуется проект дополнительного образования, который стартовал в крае в обновленном виде. Подобные учебные заведения не должны быть исключением, – говорит вице-губернатор Анна Минькова. – Сегодня надо сделать максимум, чтобы здесь были разнообразные дополнительные образовательные программы, всевозможные учебные классы, цеха, которые позволили бы ребятам приобщиться к профессии и после 11-го класса гарантировано поступить в техникумы, колледжи.

Анна Минькова оценила наработки учреждения по обучению поварскому и швейному делу. При этом заместитель главы края отметила, что региональному министерству образования, науки и молодежной политики следует проработать со школой развитие направления профориентации.

– Коллектив здесь особенный и большая заслуга его в том, что в школе, даже специализированной, благоприятная атмосфера, при этом соблюдается жесткая дисциплина, – отметила вице-губернатор. – Для нас важно, чтобы не было рецидивов, чтобы дети не возвращались сюда повторно, чтобы мы вложили в них достаточно знаний и нашей души, чтобы выпустить их в жизнь и быть уверенными в том, что они подобные проступки больше не совершат.

Сегодня, по словам директора спецшколы, рецидив не превышает 10 процентов.

Фото: Нил РАКША