Кубанские Новости
Общество

В 30 лет жизнь только начинается!

В Сочи отметил юбилей король музыкальных инструментов

Сотрудники сочинского Зала органной и камерной музыки исключительно ласково отзываются об органе, расположенном в учреждении культуры. Это только с виду, с нежностью в голосе говорят они, инструмент такой исполин. На самом деле орган как человек: реагирует на погоду, летом ему жарко, зимой он подмерзает, время от времени капризничает. Так же по-своему относится и к людям: на каждого органиста инструмент реагирует по-разному.

По музыкальным меркам, 30 лет для органа - это совсем немного. В соборах Европы существуют органы, возраст которых исчисляется столетиями, и которые представляют собой скорее историческое наследие. Да и по размерам сочинский инструмент – добротный середняк: 33 регистра (рядов труб, составляющих практически отдельный инструмент), три мануала (клавиатуры для игры руками), педаль и около 2,5 тысяч труб.

Своему появлению на курорте орган чехословацкой фирмы Rieger-Kloss обязан городским властям. Изначально местом для него было выбрано здание Детской музыкальной школы №1 имени И. Шмелева, имевшей в то время большой концертный зал. Для нового музыкального жильца в зале была проведена реконструкция сцены, изменен интерьер, улучшены акустические возможности помещения. Спустя 5 лет эта часть здания была выделена под Зал органной и камерной музыки.

Сегодня орган в Сочи – не только визитная карточка курорта, благодаря которой музыкальная жизнь города интересна и насыщенна. Это - единственный орган на континентальной части Черноморского побережья. Еще по одному находятся в Краснодаре и Крыму.

- Конечно, хочется, держать марку города мирового уровня, созданного после Игр, чтобы у нас был современный инструмент, соответствующий нашему времени, - рассуждает директор Сочинской филармонии Валерия Анфиногенова. - За время существования нашего органа жизнь перешла на иной технологический уровень по многим параметрам, техника совершила огромный скачок. Во многих современных инструментах вводятся компьютерные программы, где заранее программируется переключение регистров, и все это делается нажатием одной кнопки. Наш орган не обладает такими качествами. Но мы все равно его очень любим.

Единственный и неповторимый

Несмотря на свой юный возраст, сочинский орган может похвастать большим опытом и разнообразным исполнением. Инструмент звучал с симфоническим оркестром, хором, скрипкой, виолончелью, флейтой, гобоем, трубой, а также в неожиданных звуковых сочетаниях с роялем, саксофоном, домрой, контрабасом. Также за плечами у органа близкое знакомство со 170 исполнителями из России, Украины, Молдовы, Армении, Абхазии, Израиля, Японии США, а также большинства стран Европы.

При этом самым любимым и постоянным исполнителем сочинского инструмента является заслуженный артист Кубани Михаил Павалий. Первый концерт на курорте, вспоминает музыкант, состоялся в мае 1994 года. С этого момента он играет здесь еженедельно. За это время Михаил Павалий убедился окончательно: сочинский орган отличается от всех.

- Как нет двух одинаковых людей, так и нет двух инструментов, в том числе и органов, - рассказывает Михаил Павалий. - Они все разные, индивидуальные, и все имеют свое лицо. Какое у сочинского органа лицо? Хорошее. Летнее, купальное, морское. В день рождения хочется пожелать органу, конечно, здоровья. Думаю, он еще долго протянет.

На каждом концерте, продолжает органист, звучит разный репертуар. В Сочи сыграно уже многое, но хочется реализовать еще немало. Например, хоральные фантазии Макса Регера. Пока на все у музыканта не хватает времени. Репетиции расписаны по минутам. Вот и в этот раз мы застали органиста за час до выступления, за инструментом. Надо успеть сделать последний прогон, переобуться (для игры на органе необходима специальная обувь, с удобным каблуком и узким носком, чтобы при игре ненароком не зацепить соседнюю клавишу), поправить так называемое зеркало заднего вида, которое прикреплено к инструменту таким образом, чтобы видеть все происходящее на сцене позади органиста, там, где находятся оркестр и солист.

Настрой на постоянство

К слову, органу тоже надо настроиться на игру. За час до каждого концерта проводится настройка инструмента. Музыкальный исполин очень зависит от температуры воздуха в помещении. Малейшие колебания в 2 градуса – и все 2,5 тысяч труб уже звучат по-другому. Помимо регулярной настройки, раз в год проводится глобальная настройка, которую выполняет целая команда специалистов. Одному человеку здесь просто не справиться: внутри инструмента происходит огромная нагрузка на слух, уже через час работы звуки просто не воспринимаются и не улавливаются. В целом, признается мастер-настройщик Константин Киселев, сочинский орган очень дружелюбный.

- Мы с органом знакомы вот уже 22 года, - с улыбкой вспоминает Константин Киселев. – У нас с ним дружеские отношения. Он такой добродушный старик. Я уже знаю, что он любит, а что нет. Любит стабильность и постоянство. Не любит резких перемен чего-либо. Это же орган, церковный инструмент, олицетворение незыблемости и постоянства.

Органные концерты сегодня пользуются большой популярностью. В течение года в городе проходит порядка 60 подобных мероприятий, которые посещают более 20 тысяч слушателей. Помимо этого, уже 16 лет на курорте проводится Международный фестиваль органной музыки, собирающий многих известных артистов. Именно внушительный вид органа, уверены сотрудники Сочинской филармонии, притягивает зрителей на концерты органной музыки. На них можно на время скрыться от суеты и неустойчивости обыденной жизни рядом с монументальным инструментом, от которого веет надежностью и стабильностью.

Фото Станислава Павлова