Кубанские Новости
Общество

Памяти Фиделя

«Кубанские новости» попросили писателя Владимира РУНОВА вспомнить время, когда о Кубе заговорил весь мир, тем более, что в то вр

В минувшее воскресенье урну с прахом Фиделя Кастро торжественно поместили в огромный серый камень на городском кладбище в Гаване. Главнокомандующий Кубинской революции скончался в возрасте 90 лет 25 ноября. 28 ноября в Гаване состоялась церемония прощания с ним, которую посетили более миллиона кубинцев. 30 ноября его прах отправился по маршруту, пройденному революционерами в 1959 году, туда, где все начиналось, – в город Сантьяго-де-Куба.

Но, как мы знаем из популярной советской песни, есть у Революции начало – нет у Революции конца. И личность Фиделя столь масштабна, что его роль в истории еще долго будет обсуждаться...

Один из первых фильмов, который сняла только созданная Краснодарская студия телевидения, назывался «Куба-Кубань». Его автором был молодой журналист Борис Кронин. Это было абсолютно закономерно, поскольку наш край почти сразу стал тем регионом Советского Союза, где по многим направлениям разворачивалось тесное взаимодействие острова Свободы и нашей страны. Кубинские юноши и девушки ехали к нам учиться по самому широкому спектру специальностей. Краснодарское авиаучилище готовило военных летчиков, Кубанский сельхозинститут – агрономов, инженеров, зоотехников, Краснодарский медицинский институт – врачей, Кубанский университет – математиков и физиков. Плюс многочисленные кубанские профтехучилища, особенно в Армавире, Славянске-на-Кубани, Абинске и Новороссийске.

Кубинцев можно было встретить на производственной практике в полеводческих бригадах знаменитых Михаила Клепикова в Усть-Лабинске и Анны Череповой в Курганинске, на предприятиях «Абрау-Дюрсо», в Новороссийском порту и даже на конных заводах.

Фидель Кастро не раз бывал на Кубани. К тому же дружил, по крайней мере, с двумя ее руководителями – Сергеем Медуновым и Виталием Воротниковым, в разное время возглавлявшими Краснодарский край.

Бывая в Москве, у Сергея Федоровича Медунова, я видел у него большое фото Фиделя с дарственной надписью и книгу о кубинской революции.

– Это подарки Фиделя Кастро, – рассказывал Медунов. – Он бывал в Сочи, где, кстати, в обществе Хрущева и меня обсуждались вопросы поставок в СССР кубинского сахара, но, главным образом, подготовки специалистов. Тогда было много вариантов: Москва, Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Томск, Иркутск и другие города предлагали свои возможности для обучения кубинской молодежи, но Хрущев ориентировал больше на Кубань.

– Это ж люди, не знающие, что такое снег, а уж тем более морозы. Давайте развернем эту работу на Кубани. Не Куба, конечно, но все потеплее, – говорил Сергей Медунов.

А позже, когда его менял на главном партийном посту Виталий Воротников, он приехал в Краснодар из Гаванны, где работал послом Советского Союза.

Виталий Воротников был личным другом Фиделя Кастро, часто с ним встречался в неформальной обстановке, даже на океанской рыбалке, и всегда тепло вспоминал дни, проведенные рядом с Фиделем.

И, наконец, третий кубанец, который всегда называл себя другом Фиделя Кастро, – это Николай Байбаков, один из советских руководителей, он практически осуществлял многие мероприятия по созданию экономического и оборонного потенциала острова Свободы.

– Мне Фидель дважды в году присылал поздравление, – рассказывал он. – В очередную годовщину Октябрьской революции и в мой день рождения.

Я думаю, в дни прощания с Фиделем Кастро у многих кубанцев будет личный повод еще раз вспомнить этого великого человека, которого жизнь так приблизила ко всем нам, что в названии того далекого фильма было подчеркнуто выразительно – «Куба-Кубань», понятия тогда практически неразделимые.