Кубанские Новости
Общество

Большой балет Григоровича

«КН» собрали любопытные факты о великом хореографе, которому на днях исполняется 90 лет  

Что мы знаем о маэстро? 33 года Юрий Григорович прослужил в главном театре страны сначала балетмейстером, затем художественным руководителем. Его называли великим, в то же время обвиняли в злоупотреблении властью, любили и ненавидели, но до сих пор на сценах Большого, Мариинского, краснодарского Музыкального театра и других идут его постановки, многие из которых считаются уже классикой...

  • В семье Юрия Григоровича не без талантов. Но имели ли его предки отношение к балету? Выдающимся артистом Мариинского театра, блиставшем в Дягилевских сезонах, был его дядя по матери Георгий Розай. Да и сама мама Юрия Николаевича в юности занималась в училище имени Вагановой. Предки их – артисты цирка, приехавшие в Россию из Италии. Отец же балетмейстера – потомок писателя Антона Григоровича.
  • Детство было трудным. Вот как вспоминает его мама, Клавдия Альфредовна: «Когда Юрочка родился, я работала на заводе, где делали приборы, а муж мой, отец Юры, служил бухгалтером. Сын с детства был неравнодушен к музыке. В семь лет отвели мы его учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой. Туда же позже поступила и его младшая сестра Ирочка. Для Юриных занятий взяли рояль напрокат. Он любил собрать подружек сестры и устроить импровизированный концерт: все вместе играли, танцевали – сцены из «Лебединого озера», например. Хоть и несыто жили, но весело».
  • В юности Юрий Григорович тянул всю семью. С войны отец его пришел инвалидом. Юра и учился, уж очень хотел стать постановщиком, и одновременно работал, чтобы прокормить мать, отца и сестру. Жили в коммуналке, все в одной комнате, которую семье дали после эвакуации. О том времени рассказал ученик Юрия Григоровича танцовщик Юрий Корехов: «Помню 1947-й. Я пошел в первый класс, и отец повел меня во Дворец культуры имени Горького заниматься фортепиано. В это время туда как раз устроился двадцатилетний артист балета Юрий Григорович. И так как у Григоровича в балетном классе не хватало мальчиков, меня уговорили пойти к нему танцевать. Первым нашим балетом стал «Аистенок», потом – «Мальчик-с-пальчик». Трудное было время. И самое страшное, что питания у нас никакого не было. Мандарины на Новый год – неслыханное чудо. А обычно мама давала мне на день два куска хлеба, намазанных маргарином или салом и посыпанных сахарным песком».
  • После окончания училища Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр). Главные роли ему не давали, но, по отзывам, он с блеском исполнял демихарактерные соло в балетах Петипа, Фокина, Лавровского. И мечтал делать свои спектакли.
  • В возрасте 30 лет ему наконец представилась возможность поставить внеплановый балет в Театре оперы и балета им. Кирова. Это был «Каменный цветок», и это была революция. Манифест нового балета! Пантомима у него уходила на второе место, а на первом был танец во всем его разнообразии. Как ни странно, но новаторство его было в том, что он возродил некоторые классические каноны. И… Григорович создавал на сцене свой собственный мир.

__.__

Трудное было время. И самое страшное, что питания у нас никакого не было. Мандарины на Новый год – неслыханное чудо. А обычно мама давала мне на день два куска хлеба, намазанных маргарином или салом и посыпанных сахарным песком.

__.__

  • Позже Юрия Григоровича пригласили в Большой театр. В Москве он создал около двух десятков постановок, среди которых были и оригинальные спектакли, и редакции классики. Начал он с «Щелкунчика». Причем поставил его не как детскую сказку, а как философско-хореографическую поэму на основе полной, без купюр, партитуры Чайковского. А его «Спартак» в 1970 году был удостоен высшей награды – Ленинской премии. На его спектаклях выросли и такие «глыбы» русского балета, как Васильев и Максимова, Бессмертнова и Лавровский, Сорокина и Владимиров, Марис Лиепа.
  • Правда, о его непримиримом характере ходят легенды. К примеру, Майя Плисецкая считала его монополистом в Большом театре. Вот что она пишет: «Мы с Васильевым сделали несколько постановок в Большом. Осуществленных вопреки желанию монополиста не впустить в свой «частный» театр новых действующих лиц на балетмейстерскую стезю. Все и вся должно принадлежать одному ему. Занятые нами солисты были потом покараны. Путь им назад в труппу Григоровича был заказан. Так и образовалось в театре словно три труппы: главная, многолюдная, – Григоровича и малочисленные, полуправные, – Васильева и Плисецкой». Григорович ушел из Большого в 1995-м.

__.__

В 1996 году стал фактическим основателем театра балета в Краснодаре – «Григорович-балета». Газета New-York Times писала: «В России есть три великих балетных коллектива: в Большом театре, в Мариинке, в Краснодарском крае».

__.__

  • В 1996 году стал фактическим основателем театра балета в Краснодаре – «Григорович-балета». Газета New-York Times писала: «В России есть три великих балетных коллектива: в Большом театре, в Мариинке, в Краснодарском крае». А вот что вспоминал журналист Николай Долгополов: «Мы встречались с ним и в трудное время, после 1995-го. Он был спокоен, как только может быть спокоен правитель-великан, покинувший взращенное им царство, где после него даже таланты сделались как-то меньше ростом. Он пригласил меня в Мариинку, где его «Щелкунчик» в исполнении юных артистов из Краснодара смотрелся не хуже, чем, пардон, в главном театре страны. Чуть позже в Сочи, в Зимнем театре, я видел балеты его краснодарской труппы – она взрослела на изумленных глазах…».
    И до сих пор кубанская публика знает классику именно по его «Лебединому озеру», «Раймонде» и «Ромео и Джульетте». Кстати, балетмейстер первый, кто удостоился звания «Почетный гражданин Кубани», затем получил медаль «Герой труда Кубани». Сейчас он снова в Большом театре.

Фото ИТАР-ТАСС