Кубанские Новости
Общество

Детские мечты сбываются

Журналисты «КН» побывали на Останкинской телебашне и сделали свой вывод, почему она считается одним из главных символов Нового г

В детстве, когда я видел по черно-белому телевизору Останкинскую телебашню и слышал неподражаемый голос диктора Игоря Кириллова «Говорит и показывает Москва», я знал: сейчас произойдет что-то волшебное. Нет, мандарины в новогоднем подарке и пистолет с пистонами останутся – такие фокусы с исчезновением я не приветствовал – случится какое-то хорошее чудо. «Под ложечкой» вдруг защиплет, словно глотнул целый стакан холодного лимонада. И захочется считать! До 12-ти! А потом, вместе с последним ударом курантов, выскочить на балкон и визжать от восторга, глядя на немудрящие фейерверки провинциального городка начала 80-х. Наверное, это и есть счастье!

Потом я повзрослел. Немало поездил по стране, но на Останкинской башне бывать не доводилось. Она оставалась где-то там, в тридцатилетней дали, и, наверное, подсознательно, я хранил ее, как детскую мечту о чуде. Думал, что несбыточную.

Однако жизнь преподносит сюрпризы и в начале декабря главный редактор предложила: «Сделай репортаж с Останкинской башни. Это ж символ Нового года. Интересно». Согласился с благодарностью.

Почти как в Кремль

Я даже не думал, что обычная экскурсия может быть сопряжена со столькими согласованиями. Строгий мужчина из Москвы позвонил, взял точные данные мои и фотокорреспондента. За несколько дней до вылета в столицу повторно все согласовали. Вечером накануне еще раз подтвердили встречу. Когда мы прибыли к башне, я понял, что досмотр в аэропорту – семечки.

Не буду утомлять деталями, но мы прошли через 3 пропускных пункта, где наши фотографии в паспортах тщательно сверяли с оригиналами, а куртки и сумки ощупывали, словно хотели купить. При этом нас сопровождали две милейшие девушки-экскурсовода и подтянутый парень, ведущий специалист по связям с общественностью Вадим.

– Объект режимный, и у нас досмотр не менее тщательный, чем при проходе на самолет. Да и высота к тому обязывает, – шутит Вадим.

– И что, всех так проверяют? Даже тех, кто в ресторан идет?

– Никаких исключений. Мы вместе с вами тоже все эти рамки и процедуры проходим. Говорю же, режим.

А до башни еще надо дойти. Огромный газон сейчас устлан снегом, а летом здесь любят устраивать прогулки под открытым небом. Мы же перемещаемся по галерее. Дело в том, что зимой башня покрывается льдом, который в полном соответствии с законом гравитации имеет свойство падать. Прилетит сосулька с высоты в полкилометра – и большой привет. Но и это здесь предусмотрено.

Крутой привет из прошлого

Однако все эти проверки окупились с лихвой, когда мы наконец оказались в самой башне. Даже не верится, что такое творение может сделать человек. Притом вполне конкретный – главный конструктор Николай Никитин. Кстати, его произведение есть и поближе к нам – скульптура «Родина-Мать зовет» в Волгограде. Но это другая история.

После обязательного инструктажа по технике безопасности, который, в принципе, сводился к тому, чтобы ничего не нажимать и никуда без ведома сопровождающего не лезть (!), начинается погружение в детство.

В холле башни на стендах – фотографии дикторов Центрального телевидения, которые по своей популярности в СССР легко затмят любую современную звезду.

А вот фрагмент стального каната толщиной с руку борца сумо. Именно тысячами таких тяжей удерживается башня. Называется это методом предварительно напряженного бетона. Его всего за одну ночь придумал гениальный Никитин, и навеяла ему эту мысль… лилия. Перевернутая. Изящно ведь. А для девушек еще и романтично. Может, приснилась она мастеру? А потом Николаю Васильевичу еще несколько лет не верили, что башня будет стоять как влитая, притом на фундаменте глубиной меньше пяти метров. По традиционной версии, пришлось бы рыть котлован в десять раз глубже.

Допотопная строительная каска, похожая на раскрытую ракушку. Уму непостижимо, как при таком уровне техники удалось построить самую высокую башню в Европе. Да еще умудриться придать ей не какой-то космический вид – десять арочных опор создают ощущение, что Останкинская сейчас взлетит, – очень похоже на ракету. И вообще, во всем здесь ощущение легкости, словно не железобетон, а ажурные кружева.

Он сказал «Поехали»!

Лифт быстро отсчитывает метры, останавливаясь на отметке 337. Это сейчас у меня под ногами 100 этажей? Высота – не самый большой мой страх, но, когда выходим на смотровую площадку, я едва не хватаю сопровождающую девушку за руку: она останавливается прямо на прозрачном полу и с улыбкой объясняет, что стекла могут выдержать нагрузку в несколько тонн, бояться нечего. Может, оно и так, но в ней-то от силы килограммов 50, а во мне – верный центнер. Поэтому прохожу по самому краю, где металлический каркас подошвой чувствую.

С погодой нам не повезло. Прямо мимо окон проносятся рваные облака, а земля тонет в мутной дымке. Хотели подняться выше, на открытую смотровую площадку, но по погодным условиям не разрешили. Для особо интересующихся, с башни из нас никто не плюнул – мы люди культурные.

Тут делать нечего. Чего в туман пялиться. Хоть на знаменитый ресторан «Седьмое небо» посмотрим. Он, кстати, находится этажом ниже.

Чистенько, но без помпезности, которую можно было бы ожидать от самого высокого, в прямом смысле, заведения общепита. Цены не заоблачные, но и не студенческие. Главного достоинства «Седьмого неба» – оно постоянно вращается, и таким образом меняется пейзаж за окном – ввиду плохой видимости оценить не смог. А вот посетители были вполне довольны, уплетая аппетитные яства среди облаков. Все-таки есть в этом что-то – вкушать пищу, свысока взирая на мир. Хорошее место, рекомендую.

И все-таки она вертится

Мы уже собирались в обратный путь, как в облаках появился просвет. Всего на несколько секунд я вижу Москву с высоты птичьего полета. Она огромная. И новогодняя. Яркие гирлянды, елки, подсвеченные знания. Я даже впервые обрадовался тому, что зимой здесь всегда сумерки: четче видно. Этот гигантский город ждет Новый год. Как и мы. За полторы тысячи километров от Краснодара, здесь так же пишут желания на бумажке и выпивают невкусное шампанское с пеплом. Дарят подарки. Влюбляются. И я понял магию «Седьмого неба» – здесь было предложено и принято столько рук и сердец, что эту ауру не в силах пригасить никакая погода. А Останкинская башня – символ Нового года. Я знаю. Я там был. И очень рад, что наши дети и внуки, так же как мы в детстве, будут видеть ее совсем близко и слышать: «Говорит и показывает Москва».

Немного технических фактов

  • Высота от земли до высшей точки – 540,1 м.;
  • Высота бетонной конструкции – порядка 385 м.;
  • Высота размещения основания башни над уровнем моря – порядка 160 м.;
  • Заглубленность фундаментной части – чуть более 4,5 м.;
  • Общий вес сооружения – порядка 55 тысяч тонн;
  • Закрытая смотровая площадка размещена на уровне 337 метров от земли;
  • Открытая смотровая площадка размещена на уровне 340 метров от земли;
  • Опорная площадка из железобетона – чуть более 2 тысяч квадратных метров.

На всякий случай

К посещению смотровой площадки не допускаются:

  • граждане в возрасте младше 7 лет;
  • женщины с явными признаками беременности;
  • лица с явными признаками алкогольного или наркотического опьянения;
  • инвалиды на протезах;
  • инвалиды с недостатками зрения, пользующиеся белой тростью;
  • граждане с явными признаками психических отклонений;
  • инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (костыли, палки);
  • инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках.

Интересно

На Останкинской башне уже побывало 10 миллионов человек. В 1972 году ее посетил Фидель Кастро и оставил в книге отзывов запись: «По этому чудесному инженерно-техническому сооружению можно судить обогромных достижениях советского народа».

Фоторепортаж с Останкинской телебашни смотрите здесь