Кубанские Новости
Общество

Массажист Юлии Ефимовой Людмила Матасова: "Со спортсменами - никакой халтуры!»

40 лет уроженка Кубани была массажистом сборных СССР, СНГ и России по плаванию, а сейчас работает с призером Олимпийских игр Юли

О Людмиле Матасовой, честно признаемся, мы узнали случайно – вместе с командой лидера российского плавания Юлии Ефимовой она находилась на сборе в поселке Сукко, что недалеко от Анапы. В свое время наша землячка подготовила спортсменов к сотне международных соревнований, работала на Олимпийских играх в Барселоне, Афинах, Пекине, Лондоне.

УЙТИ, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ

– Как вам удалось столько времени удержаться в орбите главной команды страны: сработаться со всеми наставниками, не пойти поперек тренировочному процессу? –

– Мне кажется, я так к этому привыкла, ведь никогда больше никем не работала, – улыбаясь, говорит Людмила Александровна. – Конечно, приходили разные руководители, менялись главные тренеры. Но резких перемен никогда не было. Любой человек стремится к тому, чтобы рядом находились свои люди, а так как меня все тренеры знали, я была как переходящий амулет. Хотя, конечно, нюансы были и есть.

Сложно представить, но за время своей работы Людмила Матасова имела доступ к самым драгоценным телам нашего плавания: к четырехкратному олимпийскому чемпиону, шестикратному чемпиону мира, 21-кратному чемпиону Европы Александру Попову; к трехкратному серебряному призеру Олимпийских игр Владимиру Селькову; к двукратному олимпийскому чемпиону Денису Панкратову; к серебряному призеру Олимпийских игр Станиславе Комаровой; к олимпийскому чемпиону Юрию Мухину.

Сейчас в ее руках – звезда и главный герой российского спорта, трехкратный призер Олимпийский игр, пятикратная чемпионка мира, трехкратная чемпионка Европы Юлия Ефимова.

– Есть разница, кого массировать – парней или девушек?

– Конечно, ведь мускулатура абсолютно разная в плане объема, хотя техника массажа при этом одинаковая. На мужчин сил тратится больше. Правда, и у женщин встречается жесткая мышца, если есть жировая подушка, то тоже тяжело все промассировать.

После Олимпиады 2012 года в Лондоне Людмила Матасова просила руководство федерации и сборной изменить график и объем своей работы.

– Работать в таком сумасшедшем темпе столько лет тяжело, со спортсменами в буквальном смысле живешь, – объясняет она. – Свои дети уже выросли, внуку – 23 года. И дома так хорошо!

В итоге Матасова из сборной России ушла, в частном порядке она начала работать с пловцами в Санкт-Петербурге. А в феврале 2017 года раздался звонок – известный спортивный менеджер Андрей Митьков пригласил стать частью Efimova Team, лидером которой является знаменитая Юлия Ефимова. После этого позвонила и сама Юля.

– «Людмила Александровна, вы нам нужны!» – сказала она мне по телефону. – А что такое, когда ты нужен? Конечно, я согласилась. И теперь я вновь на своем месте. По сути, ничего не изменилось – спортсмены Efimova Team также представляют нашу страну на международных соревнованиях. Но при этом мое внимание постоянно приковано к пяти – шести конкретным пловцам, это позволяет работать более качественно и результативно.

С Юлией Ефимовой Людмила Матасова знакома с 2006 года.

– Помню, она была такой легкой, звонкой, всегда улыбающейся девчонкой. Это сейчас она периодически делается серьезной, потому что участвует в решении серьезных организационных вопросов.

– В своих интервью Юля часто рассказывает, что у нее хрупкое здоровье…

– Зато какой характер! Периодически после стартов говорю ей: «Юлька, ну ты – мужик!», а она смеется и отвечает: «Ну, спасибо!» И действительно, такой стержень не у каждого мужика найдется. А хрупкость – это только оболочка. Сильный иммунитет – дело наживное. Надо отдыхать, а это не всегда получается, поэтому иногда и случается выхолащивание сил. Организм настолько устает, что руки трясутся, в это время подхватить какую-нибудь инфекцию – плевое дело.

А ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Родилась Людмила Матасова в станице Должанской Ейского района. Сразу после школы уехала в Санкт-Петербург, где поступила в медицинский институт. Вскоре вышла замуж, родила дочку Наташеньку, готовилась поступать в ординатуру по специальности «Хирургия». Правда, у судьбы были другие планы.

– В 3,5 годика дочка заболела свинкой. На пятый день появилось осложнение. Она долго пролежала в инфекционной больнице, ей сделали пять пункций и травмировали позвоночник – самостоятельно ходить уже не могла. Врачи сказали: «Надо восстанавливать». Начала делать все сама, так как больше своего ребенка я никому не доверяла. Ординатуру пришлось оставить, хотя очень хотела стать хирургом, по сей день уважаю этих людей до дрожи в голосе. Стала познавать различные методики восстановления. В итоге через год моя Наташенька пошла.

Собственно, и в бассейн Людмилу «забросила» судьба. Опять же особую роль сыграла дочка, которой необходимо было плавание для быстрого восстановления позвоночника.

Вскоре Наташу отобрали в детско-юношескую спортивную школу «Экран».

– Эту школу основал заслуженный тренер СССР Игорь Кошкин. После Олимпиады 1976 года в Монреале там создали Центр олимпийской подготовки. Все знаменитые пловцы там тренировались: Сергей Русин, Анатолий Смирнов, Александр Грибанов, Владимир Сальников, Евгений Середин. На тот момент бригада Кошкина составляла костяк сборной СССР. Основным массажистом работала Аида Филипповна Попова, мы с ней хорошо общались. Когда она решила уйти на заслуженный отдых, от Кошкина ей поступило задание – найти себе замену. Она знала, что я занимаюсь восстановлением, и стала готовить меня. Полтора года занималась со мной постановкой рук именно спортивной направленности, на ощущение мышечных волокон, на их насыщенность, потому что они могут быть: забитые - с нарушением оттока молочной кислоты, находиться в гипернапряжении - обычно это случается после силовой работы в тренажерном зале, иметь воспалительный процесс - миозиты и т.д. Все это пальчиками надо уметь разбирать. Сейчас постановкой рук уже никто не занимается – Аиде Филипповне надо отдать должное. Навсегда обязана ей доброй памятью и путевкой в жизнь. В итоге медленно, словно магнитом, я подтягивалась к основной команде.

– Почему остались именно в спорте?

– Обычный массаж мне неинтересен. В поликлиниках или в восстановительных центрах гладят, а не работают. Со спортсменами – никакой халтуры! К примеру, на сборе в Сукко с нами тренировалась девочка, у нее проблема с позвоночником. Вот она плывет и вдруг останавливается. Выходит из бассейна, я начинаю смотреть, а у нее диск не на месте – создает боль. Делаю легкий мануальный массаж в течение двух – трех минут: растягиваю мышцы, чуть разогреваю их и чпок – диск сразу встает на место. Девочка доплывает всю тренировку. Конечно, дальше врачи будут разбираться в ситуации, но быструю реанимацию я сделала. Или очень часто на соревнованиях задерживают старт, спортсмен начинает расслабляться – сидит, зевает. Я быстро привожу его в боевую готовность, для этого жестко массирую определенные точки на теле. Ведь на дорожке ему надо с первых же секунд выстрелить.

– В плавании, наверное, наравне с тренерами разбираетесь?

– Я могу прийти на тренировку и понаблюдать, как спортсмены плывут. Иногда смотрю, а пловец рукой плюхает, подхожу, спрашиваю: «Что такое?» Оказывается, плечо болит. Вечером делаю лечебный массаж. Но сама я не спортсменка. Даже в детстве спортом не занималась. Вместо этого пела в хоре, участвовала в школьной самодеятельности. В бассейне смотрю на то, какая группа мышц работает, если траектория движения неправильная, начинаю думать о диагнозе – связываю все исключительно с анатомией.

ГЛАВНЫЙ РЕЦЕПТ – В РУКАХ

Главная задача Людмилы Матасовой в Efimova Team – восстановление спортсменов в период тренировок, перед стартом и после.

– В нынешние времена жесткого допинг-контроля мы в команде уделяем восстановлению особое внимание. Это раньше многое можно было заменить фармацевтическими препаратами. Сейчас лишний раз боятся таблетку выпить. А массаж – это энергетика рук, он помогает добиваться хороших результатов, поставить спортсменов на ноги, поднять кровообращение. Ведь если рассматривать плавание как спорт, то это большая работа, нагрузка на мышцы, на опорно-двигательный аппарат, на сердце, на все внутренние органы. Без травм дело не обходится: растяжения, надрывы, переломы даже бывают. Пальцы выбивают только так, ведь на финише требуется жесткое касание электронного щита.

– Звали работать в сборные других стран?

– Да. В Японию, Испанию, Францию. Но я всегда знала, что это не мое. С массажистами разных стран встречаемся на соревнованиях, как с родственниками: дарим друг другу сувениры, подарки.

– Делитесь между собой секретами?

– А как же! Ведь на соревнованиях работаем в одном помещении. Массажные столы стоят практически вплотную, все видят, кто как массирует. Помню, японка подошла ко мне и говорит, мол, что это я делаю? Я посадила ее и показала, а она: «О, круто!» Там все учатся друг у друга. К тому же профессионалы в полглаза понимают, кто какую методику использует. Плохого в этом ничего нет. Вся конкуренция – на дорожках. Сами спортсмены общаются между собой, максимум, что они могут сделать, – это кого-нибудь проигнорировать.

– Секретные рецепты мазей, масел для массажа есть?

– Никаких! Масло использую без отдушек и добавок, ведь у пловцов на теле и без того раздражения появляются. Лечебными мазями не пользуюсь, только гелями и то при травмах, чтобы не закупоривались поры, потому что пловцы бреют волосы, травмируют верхний эпителий. Но вообще, все стараюсь делать руками.