Кубанские Новости
Экономика

Игорь Галась: «Наши преимущества и драйверы роста – это АПК, туризм, транспорт»

Вице-губернатор Краснодарского края рассказал об основных целях и задачах «Стратегии социально-экономического развития Краснодар

- Какие отрасли в документе обозначены как стратегически важные? На что регион будет делать ставку до 2030 года?

- Наши преимущества и драйверы роста – это АПК, туризм, транспорт и промышленность. Однако в будущем каждую из этих отраслей ждет «перезагрузка». В агропромышленном комплексе должна быть внедрена глубокая и умная переработка, он должен преобразоваться в кластер экологизированного АПК. Курорты должны превратиться в туристско-рекреационный кластер с единой платформой сервисов для удобства отдыхающих. В транспортной отрасли предусмотрено создание черноморского экспортного ХАБа – торгово-транспортно-логистического кластера. В промышленности ставка будет сделана на создание кластера умной промышленности, а в социальной сфере – кластера социальных и креативных индустрий.

Определяя векторы развития, мы принимали во внимание текущие тренды в озвученных отраслях. Например, в санаторно-курортном комплексе – это обострение конкуренции. Причем как международной, учитывая отмену ограничений на выезд в некоторые страны, так и внутрироссийской – с крымскими курортами. В транспортно-логистической сфере для Краснодарского края будет актуально повышение мощности трубопроводной системы и развитие новых инфраструктурных проектов. Нам необходимо будет сохранить репутацию региона как крупнейшего транспортного узла и главных морских ворот России.

В промышленности ключевыми трендами будут усиление инновационной составляющей и повышение производительности труда. Если будут расти эти параметры, то будет повышаться и конкурентоспособность наших предприятий. Что касается АПК, то в этом направлении прогноз благоприятный. Поскольку численность населения края растет довольно быстрыми темпами, будет увеличиваться и потребление производимой сельскохозяйственной продукции. Импортозамещение также сыграет свою роль в этом процессе.

- Каких именно целей стратегия поможет достичь? И как оценивать эффект от ее реализации для экономики региона?

- В России последние годы уделяют особое внимание стратегическому планированию. В частности принят федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который регламентирует эту деятельность. Но мы понимаем, что стратегия необходима не только из-за требований законодательства, но и как документ, который в условиях ограниченных ресурсов концентрирует усилия органов власти и ресурсы бюджетов на приоритетах. Ценности и принципы новой стратегии ориентированы на социально-экономическое, политическое и культурное развитие края. Текущая версия стратегической цели развития региона сформулирована так: Краснодарский край-2030 – глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов, лидер Южного полюса роста России.

Звучит, возможно, высокопарно, но зато емко. Ядро и высшая ценность этой стратегии – человек. Все действия и мероприятия в конечном итоге направлены на повышение качества его жизни. А как обеспечить благополучие человека? Только развивая социальную сферу, сохраняя экологию, обеспечивая его хорошей, современной и высокооплачиваемой работой.

Если говорить о конкретных целях стратегии, то можно сказать, что главной ее ценностью является человек. А один из основных индикаторов – численность населения региона.

Планируется, что с 5,5 миллионов к 2030 году она увеличится до 6 миллионов. Целевые индикаторы пока не определены, но уже есть предварительные расчеты.. Так, объем продукции сельского хозяйства к 2030 году должен вырасти с 421 млрд руб. до 590 млрд руб. (в ценах 2016 года), количество туристов перевалит за 22 млн человек, оборот розничной торговли приблизится к 2,2 трл руб., а оптовой – к 2,3 трл руб. А в целом ВРП прогнозируется в объеме 3,5 трл руб.

Таким образом, по приоритетным экономическим направлениям мы закладываем рост, который опережает прогнозируемую в целом по России динамику. Главная задача состоит в том, чтобы быть успешными и конкурентоспособными, наращивать удельный вес в экономике страны и развиваться с опережением общероссийских темпов.

- Как создавалась стратегия?

- Она пишется уже почти год, и работа продолжается до сих пор. Сейчас мы находимся на пятом, последнем и самом сложном этапе. Речь идет непосредственно о подготовке плана реализации стратегии. Дело в том, что действующая сегодня стратегия создавалась в основном в коридорах власти. Новая формулируется с вовлечением в работу как можно большего числа людей, которые обладают своим мнением и компетенцией в этом вопросе. Это ученые, предприниматели и даже студенты, у которых также есть масса идей. В качестве основного партнера был привлечен консорциум Леонтьевкий центр и AV групп. Кроме того, в разработке приняли участие консультанты EY, «Эксперт Юг», «Проектного офиса», Аналитического центра при Правительстве РФ, Института реформирования общественных финансов, Финансовой академии, Высшей школы экономики, Кубанского государственного университета и др.

Сначала этой командой была проведена глубокая диагностика текущего состояния экономики края. Затем на основе выводов и анализа «узких мест» мы провели три стратегические сессии. Последнюю – в рамках межрегионального форума «Устойчивый конкурентоспособный регион», на котором ежегодно планируем обсуждать ход реализации стратегии и необходимые корректировки.

Также обсуждали ее на выездных территориальных сессиях в муниципалитетах, поскольку еще на первоначальном этапе сошлись во мнении с экспертами Леонтьевского центра, что невозможно разработать жизнеспособный документ, не посетив все муниципальные образования края.

Помимо аналитических исследований, эксперты также взаимодействуют в рамках девяти проектных площадок: социальное развитие (развитие человеческого капитала), пространственное развитие (развитие территории и инфраструктуры), инвестиционное развитие, развитие «умной экономики» (инновации, модернизация, новые технологии), институциональное развитие (совершенствование государственной системы управления, развития предпринимательства и механизма государственно-частного партнерства), развитие агропромышленного комплекса, туризма и курортов, промышленного комплекса, торгово-транспортно-логистического комплекса. Кроме того, дискуссии велись на инвестфоруме в Сочи, в рамках работы экономического совета Ассоциации Юг (объединение регионов ЮФО), на различных круглых столах, конференциях, встречах с общественниками, по ТВ и радио, в газетах и на сайтах органов власти.

Про интернет скажу отдельно. Здесь сегодня сосредоточена огромная аудитория, преимущественно молодежная. Поэтому мы сделали информационный интернет-портал «Кубань-2030» с возможностью обратной связи, а также страницы в социальных сетях – facebook, «вконтакте» и инстаграмме. Еще для молодежи был организован конкурс «Мое будущее - Краснодарский край» по четырем номинациям: «Человеческий капитал» – проекты по развитию человеческого капитала и повышению качества жизни в Краснодарском крае; «Экономика» – проекты по повышению конкурентоспособности региональной экономики; «Пространственно-территориальное развитие» – проекты по современной пространственной организации и развитию транспортной инфраструктуры, направленные на повышение уровня связности территории края, создание предпосылок для ускорения его развития путем улучшения внешних и внутренних транспортных связей; «Краснодарский край – 2030» – творческие работы в формате рисунков, слоганов, музыкальных произведений, фото, видеороликов и др. для формирования образа будущего Краснодарского края. Мы получили в общей сложности 183 конкурсные заявки. То есть, однозначно, наши старания привлечь внимание не прошли впустую.

- Каковы ключевые проблемы реализации стратегии в Краснодарском крае, с чем они связаны?

- Одна из проблем развития экономики края, выявленных в ходе стратегической диагностики по оценкам экспертов, является то, что регион «недотягивает» до лидеров по уровню инновационного развития и индустриализации. Кроме того, отмечена инертность сложившейся институциональной системы.

На мой взгляд, одним из проблемных вопросов реализации Стратегии-2020 являлось то, что многие просто о ней не знали, и не были вовлечены в процесс ее разработки. В ходе формирования новой стратегии мы учли опыт прошлого.

- Какова роль региональной власти в реализации этой стратегии?

- Прежде всего, это внедрение проактивного, то есть «живого» управления. Оно должно быть ориентировано на повышение эффективности работы посредством достижения запланированных долгосрочных результатов. Таким образом, речь идет о проектном подходе. Также важной составляющей является обеспечение высокого качества работы системы управления. Все это потребует использования передовых методов и привлечения лучших специалистов. Кроме того, нужно будет проводить оценку деятельности органов исполнительной власти по результативности и создавать более действенные институты развития. Изменения коснутся и формирования государственных программ, а также управления госсобственности – в этом направлении также нужно повышать эффективность работы. Более активно вводить в хозяйственный оборот земельные участки, усиливать контроль эффективности использования недвижимости и проводить приватизацию их неиспользуемой части.

Приватизация коснется также ГУПов и пакетов акций хозяйственных обществ. Помимо этого, необходимо повысить повысить эффективность громоздкой сети краевых бюджетных учреждений, стимулировать развитие механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В данный момент потенциал использования механизмов привлечения внебюджетных ресурсов использован не полностью.

Среди инструментов, которые для этого предполагается использовать - мероприятия госпрограмм, стратегий муниципальных образований, инвестиционных проектов, управление пространственным развитием муниципалитетов. В рамках стратегии важно также оперативно реагировать на изменения внешней среды, различных условий ее реализации, изменения законодательства и т. д., нужно постоянно проводить мониторинг и вносить своевременные корректировки. Ценность любой стратегии определяется тем, насколько удалось достичь поставленных результатов, реализовать намеченное.

Стратегирование – это непрерывный процесс. А значит и документ, по которому будет развиваться Краснодарский край, должен работать, быть актуальным, соответствовать ситуации в стране и мире.