Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Вкусно и не только: чем привлекает продукция кубанских предпринимателей

Вкусно и не только: чем привлекает продукция кубанских предпринимателей
Пекарь Андрей Николаев испытывает особые чувства к хлебу, который выпекает.
Фото: Денис Батов
Какие секреты у малого бизнеса в борьбе за предпочтения земляков, на примере двух небольших пищевых предприятий Кавказского райо

Молоко вдвойне ценней

Небольшой молокоперерабатывающий завод открылся на окраине Кропоткина у федеральной трассы восемь лет назад. Возле проходной работает фирменный магазин, где можно купить продукцию местного производства, чем пользуются как проезжающие, так и местные жители.

– У нас по-настоящему малое предприятие, всего десять человек работников. Все молоко, которое поступает на переработку, с собственных ферм, другого нет, – рассказала при встрече заместитель директора Вита Белоусова.

Каждое утро из станицы Архангельской соседнего Тихорецкого района, где у собственника завода Евгения Гудова крупный молочный комплекс, привозят сырье. После лабораторного анализа оно поступает на переработку. Благодаря молоку высшего сорта получают продукцию, соответствующую ГОСТу, без применения сомнительных добавок.

В соответствии с заявками завод принимает от 3 до 7 тонн сырья, лишнего не остается. Остальной объем с молочно-товарной фермы – а в сутки получают до 20 тонн молока – отправляют на более крупные перерабатывающие предприятия региона.

На заводе из импортного оборудования – болгарская сыроизготовительная машина, которая делает рассольные, твердые сыры и творог. Все остальное – отечественного производства: пастеризаторы, гомогенизаторы, охладители, фасовка и многое другое.

Практически все оборудование на молокозаводе отечественного производства.
Практически все оборудование на молокозаводе отечественного производства.
Фото: Денис Батов

Новый маслоцех ввели в эксплуатацию в этом году. Кстати, здесь тоже все российское, значит, не будет проблем с техническим обслуживанием из-за западных санкций. Опыт переработчиков подтверждает, что в России делают все необходимое для малого молочного производства.

На этом участке выпускают четыре вида сливочного масла, в том числе шоколадное из сливок, какао и сахара. Вся линейка продукции делается по технологическим инструкциям, расширяется ассортимент, но в основном спросом у земляков пользуется классика: молоко, кефир, масло, творог.

Сыров палата

В среднем за сутки с конвейера сходит до 3 тонн готовой продукции. Далее ее отправляют в сеть собственных магазинов, в том числе в Краснодар и Сочи. Часть по муниципальному контракту поставляют в детские садики соседнего Тихорецкого района.

– Сейчас мы готовим очередную заявку для отправки в магазины. Возврата практически нет, покупатели ценят нашу молочку в первую очередь за натуральность, – отметила кладовщик-фасовщик Виктория Семьинская.

Она укладывает в пластиковые ящики пакеты с молоком, расставляет стаканчики сметаны. Говорит, что работает на заводе три года, ее здесь все устраивает: от зарплаты до продукции, которую, кстати, очень любит, особенно местные сыры.

Кладовщик-фасовщик Виктория Семьинская работает на молокозаводе три года, и ее здесь все устраивает.
Кладовщик-фасовщик Виктория Семьинская работает на молокозаводе три года, и ее здесь все устраивает.
Фото: Денис Батов

Вообще, сыроделие для любого молочного производства, и небольшой завод не исключение, считается высшим пилотажем. Еще бы, ведь сколько сил, терпения, качественного сырья надо, чтобы получить достойный продукт.

По тому, с какой торжественностью Вита Белоусова приглашает в подвальное помещение, где в покое и прохладе хранятся готовые сыры, понятно, что это действительно особенное место для сыроделов. За толстой дверью электрический свет выхватывает стеллажи с головками сыров разных диаметров в ярких упаковках.

– На этой полке «Российский», «Мраморный», «Топленое молоко». Большим спросом пользуется полутвердый сыр «Карфилли» – ему полгода. Вот партия «Пармезана» с 12-месячной выдержкой, линейка сыров с грецким орехом, пажитником, лавандой, тмином, розмарином, ягодами годжи, – рассказала о каждом из сортов заместитель руководителя.

Замдиректора молокозавода Вита Белоусова с особым трепетом относится к сырам, которые изготавливают на предприятии.
Замдиректора молокозавода Вита Белоусова с особым трепетом относится к сырам, которые изготавливают на предприятии.
Фото: Денис Батов

В отдельной камере ждут своей очереди молодые сыры. Причем производители стараются делать мелкую фасовку для удобства покупателей.

В общем, сыроделие – кропотливый и трудоемкий процесс. Настоящие, натуральные сыры требуют особенного внимания, более качественного сырья, кроме того, их надо постоянно протирать от плесени, в процессе созревания регулярно переворачивать. Поэтому не каждое предприятие идет на эти затраты.

– Социально-экономическое развитие нашего муниципального образования зависит как от профессионализма органов местного самоуправления, так и от эффективности хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса. От их успешной работы зависит занятость населения, налоговый потенциал территории, пополнение местного бюджета и формирование доходов населения.

Виталий Очкаласов, глава Кавказского района

Не просто бизнес

Сократить расходы на производство удалось благодаря установке газовой котельной. Это позволило минимум в два раза увеличить рентабельность. Современным оборудованием оснастили еще один важный участок – компрессорный цех, который обеспечивает систему охлаждения молока, сливочного масла.

Собственник предприятия вкладывает приличные инвестиции в развитие такого социально важного для общества и при этом достаточно затратного дела, как обеспечение населения качественной молочной продукцией. Основной упор малое предприятие делает на натуральность.

Благодаря переработке повышается рентабельность производства молока. Развитие бизнеса и расширение собственной торговой сети позволяют создавать рабочие места, за счет налоговых платежей пополнять бюджеты всех уровней. Не менее важно то, что потребители обеспечены хорошей молочной продукцией местного производства.

Домашние традиции

Жители Кропоткина хорошо знают хлебобулочную продукцию предпринимателей Амирян. Небольшой семейный бизнес в мае 2008 года основали отец и мать, сейчас дело ведет дочь Офелия Гамлетовна.

– Мы начинали с маленького магазинчика. Делали булочки, несколько сортов хлеба. Сейчас у нас порядка 500 наименований продукции, пять пекарен полного цикла, магазины. Открываем пекарню в Геленджике как свой филиал, – ввела в курс Офелия Амирян.

По ее словам, в работе предприятия всегда на первом месте принцип «как дома», и это ценят земляки. Что интересно, в основе изделий, которые здесь выпускают, лежат традиционные способы изготовления.

– Например, на протяжении десяти лет пасхальные куличи мы печем по одному и тому же рецепту прабабушки нашего кондитера Галины Бондаренко. Молочные коржики, домашние печенья, торты делаем так же, как чья-то мама, их вкус всем знаком с детства, – отметила предпринимательница.

Как здесь не вспомнить старенькие тетради с написанными от руки рецептами, которые еще хранятся на многих кухнях. Здесь эти сборники переложили на профессиональную основу с учетом особенностей массового производства. Обычно делают небольшую партию новинки и, если покупатели дали добро, ставят на поток.

Сырье, из которого пекут изделия, – от кубанских производителей. Поставщики проверенные, со многими сотрудничество длится уже много лет. Главное, что устраивает качество, это основной принцип работы всего бизнеса. Семейственность и домашний подход к делу здесь чувствуются во всем.

В начале в пекарне трудились родственники: дяди, тети, сестры и братья. Когда объемы стали расти, начали привлекать работников со стороны. При этом удалось сохранить в коллективе дружеские отношения, которые стали фирменным стилем предприятия. Сейчас здесь трудятся около 50 человек, бизнес продолжает расширяться.

Офелия Амирян пришла к выводу, что больше всего ее продукция востребована в небольших городках, жители которых особенно ценят натуральность и семейные традиции, что для нее и коллег очень важно.

Перед тем как открыть новую пекарню или магазин, изучается рынок. Основным конкурентным преимуществом считают большой ассортимент, высокое качество продукции и обслуживания.

Роман с хлебом

Чтобы увидеть, как идет бизнес, достаточно спуститься в соседнее помещение. На первом этаже офисного здания расположен магазин с пекарней, откуда продукция прямиком попадает на прилавки.

– Знаете, для меня хлеб испечь – как ребенка вырастить. Я имею в виду весь процесс, от замеса до готового результата, – образно сравнивает свою работу с отцовством пекарь Андрей Николаев.

Через стеклянную дверь печи уже видны пышные коричневатые горбушки. Андрей Николаев ловко достает их из формочек, помещение наполняется душистым ароматом хлеба.

Кстати, горячая выпечка – одна из фишек бизнеса. Здесь всегда стараются выпекать хлеб в зависимости от проходимости покупателей, чтобы люди могли увидеть, как он делается, и сразу же купить.

– Как раз извлекаем наш стандартный «кирпич». Так что, можно сказать, вы тоже принимаете участие в «родах», – балагурит веселый пекарь, охотно позируя со своими новоиспеченными «детками».

Охотно принимаю такое сравнение и в свою очередь интересуюсь: а где же тогда происходит зарождение хлеба? За этот важный процесс на производстве отвечают сотрудники хлебного цеха.

– Секрет хорошего хлеба – в любви. Его надо понимать и чувствовать. Давно заметили, что если кто без настроения делает хлеб, даже точно по рецептуре, то он не получается таким же вкусным, – рассказала, улыбаясь, тестовод Светлана Мурзина. За 33 года работы по специальности она хорошо изучила непростой характер хлеба.

Через руки тестоводов Светланы Мурзиной и Ольги Кулешовой за смену проходит до 700 кг теста.
Через руки тестоводов Светланы Мурзиной и Ольги Кулешовой за смену проходит до 700 кг теста.
Фото: Денис Батов

За одну только смену через руки моей собеседницы и ее напарницы Ольги Кулешовой проходит до 700 кг теста. На предприятии, где они трудятся, в день только высшего сорта самого ходового хлеба, как его называют, «кирпичика», выпекают порядка 800 булок, не считая всего ассортимента хлебобулочной и кондитерских изделий.

На прощание поинтересовался у Офелии Амирян мнением о том, в чем секрет успешного малого бизнеса в современных условиях.

– Главное – работать, вкладывать душу, а еще уважительно относиться к работникам, – немного подумав, ответила она.

К этому можно добавить, что успех бизнеса основан на сохранении традиций, что чувствуется во всем – от выпечки, основанной на бабушкиных рецептах, до улыбок продавцов и даже интерьеров магазинов, которые всегда встречают покупателей ароматом свежеиспеченного хлеба.

Из пекарен хлебобулочные изделия прямиком попадают на прилавки собственных магазинов.
Из пекарен хлебобулочные изделия прямиком попадают на прилавки собственных магазинов.
Фото: Денис Батов

То, что людям надо

В отделе инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Кавказского района подтвердили, что собственники предприятия и сети магазинов-пекарен, на которых мы побывали, делают ставку на производство натуральных, социально важных для населения продуктов, вносят вклад в социально-экономическое развитие территории.

По информации администрации, около половины предприятий в обороте базовых отраслей муниципалитета составляет малый и средний бизнес. По данным на 1 июня этого года, в районе зарегистрировано 4379 субъектов малого и среднего предпринимательства, 2372 самозанятых.

Всего в этой сфере трудится более 12 тыс. человек, или 26 процентов всех занятых в экономике района.

– Местные и краевые власти заинтересованы в развитии малого и среднего предпринимательства на территории района. Мы реализуем целый комплекс мер по созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности: консультации, расширение доступа к имущественной и финансовой поддержке, льготному финансированию, – отметила начальник отдела инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Светлана Яковенко.

С начала этого года предприниматели Кавказского района оформили 28 микрозаймов в Фонде микрофинансирования Краснодарского края на сумму 68,9 млн рублей. Также Фондом развития бизнеса Краснодарского края местному малому бизнесу было предоставлено три поручительства на сумму 46,7 млн рублей.

Также предоставляется поддержка самозанятым и индивидуальным предпринимателям в рамках социального контракта в размере до 350 тыс. рублей на открытие своего дела. В 2022 году этим уже воспользовались 35 индивидуальных предпринимателей и самозанятых района, которые заключили социальный контракт на открытие бизнеса.


Справка «КН»

По информации департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, за шесть месяцев 2022 года оборот предприятий потребсферы Кубани вырос на 19,5 процента к этому же периоду прошлого года и составил 2,3 трлн рублей. Наиболее быстрые темпы роста – в продовольственной торговле, где они увеличились на 17,2 процента.