Кубанские Новости
Спорт

Море зовет

Когда Стефания Елфутина из Ейска начинала заниматься парусным спортом, то даже представить себе не могла, что через время выигра

Стефания — с ударением на «и» — во время нашей встречи выглядит немного уставшей: в самом разгаре была подготовка к ЕГЭ, завтра экзамен, а сегодня выпускникам почти четыре часа объясняли, как правильно заполнять бланки. Как эта хрупкая на вид белокурая девушка все успевает: золотые медали и на чемпионате мира, и за учебу в школе, да еще и музыкой занимается?
— Сложно на самом деле, часто уезжаю на сборы, на соревнования, — признается Стефания, в прошлом году выигравшая чемпионат мира в классе Techno-293 (гонки на парусной доске, виндсерфинг. — прим. ред.). — И домой надо приехать, родных увидеть, и в школу сходить, и в Сочи ехать тренироваться. За этот учебный год в школе я всего семь-восемь недель была.
— У медали две стороны: с одной стороны, конечно, тяжело, но с другой — здоровье, море, солнце, путешествия и общение со сверстниками со всего мира, — говорит мама спортсменки Любовь Елфутина.
У Стефании всего один комплект оборудования, и находится он в Сочи — там же, где и тренер. Но и в Ейске девушка находит возможность погонять по морю — Виталий Владивостоков из школы серфинга всегда идет навстречу, предоставляет оборудование.
В детстве Стефания увлекалась танцами, музыкой, плаванием. Но в шестилетнем возрасте попав в секцию яхтенного спорта, влюбилась в море навсегда. Даже талисман у девушки — белая акула. И ники у Стефании такие в соцсетях, и на шее небольшой кулон в виде акулы. По словам Стефании, началось все с рекламы Nikon — там еще в ванной сидела маленькая девочка и подпись «Я — белая акула». «Я вспомнила, что и сама так в детстве делала», — улыбается девушка. А когда папа подарил подвеску-акулу, Стефания пришла к выводу: точно, это судьба.
— В первый год меня вообще к воде не подпускали, слишком маленькой была, — говорит Стефания. — Еще два года ходила на маленькой детской яхте «Оптимист». А на доске стою с девяти лет.
— Мы пришли посмотреть, как тренируется двоюродный брат, — вспоминает мама. — Дочке понравилось, потом пришли первые успехи на краевых соревнованиях в «Оптимисте», а затем и доска.
Виндсерфинг — увлечение не из дешевых, и первое время все затраты ложились на плечи родителей. Но они не роптали — мама возила дочку на тренировку, папа находил возможность покупать доски и паруса.
— Главное — прислушиваться к желаниям ребенка, — объясняет мама. — Я всегда говорю: хочешь на тренировку — я отвезу, но ты сам должен захотеть.
Ситуация кардинально изменилась три года назад, когда Стефания вместе с сочинцем Евгением Айвазяном и Андреем Загайновым отправились на командный чемпионат Европы и неожиданно для многих выиграли его. После этого ребятам стали оплачивать не только выезды на соревнования, но и сборы, тренировки с зарубежными спортсменами.
— Скажу без лишней гордости — три года назад именно Стефания, Андрей Загайнов, Женя Айвазян подняли волну, — говорит Любовь Елфутина. — И теперь ребята-яхт-смены из провинциальных городов ездят по всему миру на сборы, на соревнования.
В прошлом году Стефания выиграла чемпионат мира среди юниоров в детском олимпийском классе Techno, а затем перешла уже во взрослый RS:X — здесь и парус больше, и доска, следовательно, и усилий надо прилагать намного больше.
— Все, кто катаются в классе RS:X, мечтают об Олимпиаде, — признается Стефания. — Просто незачем идти в этот класс, если не стремиться к Играм. Просто для себя можно выбрать что-нибудь полегче — например, слалом. А у нас серьезные физические нагрузки.
Но попасть на Олимпийские игры не так-то просто — для начала нужно завоевать лицензию, так как всего в соревнованиях могут стартовать только 24 доски. А от страны едет на Игры только один человек. В сентябре стартует чемпионат мира среди взрослых — первый на таком уровне для Стефании, и она надеется туда поехать. Именно там и разыграют первые десять олимпийских лицензий.
— До Олимпиады еще два года, и за это время многое может поменяться, — говорит Стефания. —Для начала нужно просто взять лицензию — это всегда было самое сложное для России, мы в этом виде программы, мягко говоря, никогда не блистали.
И только потом рассуждать о конкурентах в составе сборной, среди которых опытная Анжела Полударова из Сочи, девушки, также только перешедшие из юниоров. Да и в Крыму, по словам Стефании, есть хорошие спортсменки. Поэтому, чтобы выдержать конкуренцию, необходимо много тренироваться.
— Виндсерфинг разнообразен: в нем должна быть и физическая подготовка, и мозговая деятельность, и тактика, и техника, и настройка яхты, — рассказывает Стефания. — Кроме того, нужно раскладывать дистанцию, следить за ветрами, порывами, заходами. На тренировке мы ориентируемся по условиям — в сильный ветер отрабатываем настройку на ход, чтобы быстрее ехать, быстро поворачивать, маневрировать. В слабый ветер можно поработать на физподготовку — помахать парусом. Когда слабый ветер, ты отклоняешь парус и делаешь гребок — и доска уезжает вперед. Чем чаще ты будешь так делать — тем быстрее будет ехать доска. Конечно, все 30 — 40 минут сложно это делать, но нужно тренироваться. Лидеры машут всю гонку, примерно раз в секунду — так что минимум тысячи две гребков получается.
Главные болельщики Стефании — это ее семья: мама, папа, две сестры. Правда, когда старшая дочь повзрослела, мама перестала ездить с ней на соревнования, пришел черед младших. Они, в отличие от Стефании, предпочли фигурное катание, хотя на доске держаться могут. На вопрос, поедут ли родные на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, если дочь попадет туда, мама отвечать не хочет — из суеверия.
— Я хоть и занималась с детства, но у меня не было никаких мыслей о чемпионатах мира, Европы, — признается Стефания. — Даже когда я впервые поехала на чемпионат России, не считала, что все это серьезно. И когда выиграла его, подумала: «Ну и что?» Но позже все вокруг стали говорить о юниорской Олимпиаде, а за ней и взрослая, и тогда я решила: можно попробовать на нее попасть. Пока это моя цель в жизни — если у меня получается гоняться, если это действительно мое, то почему бы и нет?
Родители тоже долго сомневались, но сама Стефания убедила их. Дело в том, что папа у девушки — экономист, мама — математик, и они хотели, чтобы дочка пошла по их стопам.
— Мне очень нравится ее выбор, и Стефания сумела убедить нас в его правильности, — говорит Любовь Елфутина. — Она пришла и сказала: «Папа и мама, если вы хотите, чтобы я закончила Высшую школу экономики — я ее закончу, а через пять лет положу диплом вам на стол и все равно займусь любимым делом — серфингом».
Федор ПОНОМАРЕВ,НАШ КОРР.
Краевая газета «КУБАНСКИЕ НОВОСТИ», выпуск №119, 23-07-2014