Кубанские Новости
Спорт

«Формула» дает газу

Сегодня на сочинском автодроме пройдут квалификационные заезды болидов «Формулы-1». Впервые Россия примет главные ав


«Формула» дает газу
Сегодня на сочинском автодроме пройдут квалификационные заезды болидов «Формулы-1». Впервые Россия примет главные автомобильные соревнования планеты. Вот некоторые факты о чемпионате мира по автоспорту «Формула-1».
СПРАВКА «КН»
Историки утверждают, что Гран-при России станет уже третьим по счету — дважды до революции проводились такие соревнования. В 1913 году победителем Гран-при стал Георгий Суворин на Benz 29/60 hp, вторым к финишу пришел Иван Иванов Russo-Baltique C24/58, замкнул тройку Рафаэль Нотомб на Bergmann-Metallurgique 27/80. В следующем году победу на Гран-при России одержал немец Вилли Шолль на Benz 55/150 hp. Затем началась Первая мировая война и Гран-при России больше не проводились — и только сейчас, ровно через сто лет, Россия вновь полноценно вернулась в мировой автоспорт.
Начинается гоночный уик-энд «Формулы-1» всегда одинаково — с квалификации, в которой определяется порядок выхода пилотов на старт. Квалификация состоит из трех сессий — в первой участвуют все, затем выбывают шесть пилотов, показавших худшее время. В итоге в последней сессии разыгрываются первые десять позиций. Причем после квалификации в болидах уже нельзя ничего менять — настройки шасси, двигателя и резина должны остаться такими же, как и прежде.
Главная гонка каждого этапа всегда проходит в воскресенье и начинается в 14.00 по местному времени. За 15 минут до прогревочного круга, который необходим, чтобы подготовить резину, все участники должны покинуть пит-лейн (часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, — именно здесь во время пит-стопов меняют резину и доливают топливо) и занять свои места на стартовой решетке. На стартовой решетке болиды могут обслуживаться персоналом команд, но за 15 секунд до прогревочного круга здесь остаются только гонщики. После круга, во время которого гонщики не имеют права обгонять друг друга, они снова выстраиваются на стартовой решетке, чтобы начать соревнования.
В «Формуле-1» сражаются не только гонщики, но и команды. Первые разыгрывают медали чемпионата мира, вторые — «Кубок конструкторов». С 2010 года в турнире действует новая система начисления очков — победитель получает 25 баллов, второй — 18, и так далее до десятого места, которое зарабатывает одно очко. С этого года в последней гонке баллы удваиваются. После завершения сезона по сумме очков определяется чемпион мира в личном зачете и обладатель «Кубка конструкторов». Сейчас в личном зачете чемпионата мира лидирует Льюис Хэмилтон с 266 очками на счету, ненамного отстает от него немец Нико Росберг с 256 баллами. Оба лидера представляют команду Mercedes AMG Petronas F1 Team, поэтому в «Кубке конструкторов» интриги уже нет — только невероятное чудо может помочь Red Bull-Renault ликвидировать за четыре гоночных уик-энда отставание в 190 баллов. Всего же в сезоне соревнуются 11 команд: британские Lotus F1 Team, McLaren Mercedes, Williams Martini Racing, австрийская Infiniti Red Bull Racing, немецкая Mercedes AMG Petronas F1 Team, итальянские Scuderia Ferrari и Scuderia Toro Rosso, малазийская Caterham F1 Team, швейцарская Sauber F1 Team, индийская Sahara Force India F1 Team.
Россию в главном автомобильном соревновании планеты представляет команда Marussia-Ferrari, с двумя очками занимающая девятое место в «Кубке конструкторов». И пилот Scuderia Toro Rosso Даниил Квят — на его счету восемь набранных очков и 15 место в личном зачете. Так что поболеть в Сочи есть за кого.
«Формула-1» для автопроизводителей — не просто гонка, но и настоящий полигон для испытаний новых технологий. Для того чтобы добиться преимущества на трассе, инженерам конюшен «Королевской формулы» приходится постоянно изобретать что-то новое. А через несколько лет эти новинки, проверенные на трассах Гран-при, оказываются на обычных автомобилях. Так, в начале века именно гонщики придумали… зеркало заднего вида, а на серийных авто эта очень нужная вещь появилась намного позже. Без «Формулы-1» не появилась бы на свет полуавтоматическая коробка передач, турбированный двигатель, дисковые тормозные системы, система рекуперации кинетической энергии, или просто KERS . Гонки сделали обычные автомобили намного дружелюбнее, ведь именно из «Формулы» на серийные авто перекочевали всевозможные системы безопасности.

Федор ПОНОМАРЕВ,
СПЕЦКОР «КН».
Фото sochiautodrom.ru

Краевая газета "КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№168,11-10,2014.
Календарь гонок

11 октября – квалификационные заезды
12 октября – главная гонка Гран-при России

«Формулу-1» освещают наш спортивный обозреватель Федор Пономарев и фотокорреспондент Юрий Ходзицкий.
В ближайших номерах «КН» они расскажут и покажут, как проходили легендарные гонки.