Кубанские Новости
Спорт

Праздник ревущих моторов

Репортаж наших специальных корреспондентов Федора Пономарева и Юрия Ходзицкого /фото/ о том, как Сочи встретил и проводил «

Праздник ревущих моторов
Репортаж наших специальных корреспондентов Федора Пономарева и Юрия Ходзицкого /фото/ о том, как Сочи встретил и проводил «Формулу-1»


Формула-1 в России. Каждый год в октябре
Губернатор Кубани Александр ТКАЧЕВ:
— «Формула-1» — это постолимпийское наследие, то, о чем мы говорили все эти годы. Нас критиковали, заверяли, что Олимпийский парк будет бездействовать. Но сегодня смотрите, тысячи людей приехали из разных уголков мира. Мы даже не ожидали, что будет такое количество зрителей, что такой интерес россияне проявят к «Формуле-1», которая — хочу обрадовать болельщиков — будет проходить каждый год в нашей стране в октябре.


Сочи снова живет большим спортивным праздником — первое впечатление, будто Олимпиада и не заканчивалась. Изменения, конечно, есть: во-первых, на улице настоящая летняя погода, во-вторых, постоянный рев двигателей, в-третьих, почти на каждом человеке — футболка или кепка с символикой какой-нибудь гоночной команды. По частоте лидирует «Феррари», далее — «Ред Булл» и «Мерседес».
Сначала кажется, что у каждой машины свой особенный голос, но через пару часов нахождения здесь рычание сливается в один звук. Есть только одно различие — у автомобилей серии GP мотор работает более басовито, у «формульных» болидов «голос» выше. Говорят, дело в том, что в GP используют атмосферные движки, а в «Формуле-1» — турбированные. Людей море, к киоскам с официальной атрибутикой не пробиться, хотя цены кусаются. А очередь к симулятору болида такая, что можно простоять несколько часов. Так это еще даже не начало гонок — в пятницу только свободные заезды, пилоты просто опробуют трассу.
В субботу людей уже заметно больше, но службы безопасности справляются и задержек не создают — технология на Олимпиаде отработана. Считанные секунды — и ты уже внутри парка. Но досматривают серьезно — на входе в моем рюкзаке обнаружили миниатюрный перочинный ножик. Пришлось его выбросить, хотя даже у таможенников в международном аэропорту он вопросов не вызывал.
В воскресенье — главный гоночный день — парк стал заполняться с самого утра. Система безопасности работала так же четко.
На три дня сочинский автодром превратился в эпицентр событий, причем не только российских, но и мировых. Еще до стартов автодром посетили губернатор Кубани Александр Ткачев и вице-премьер правительства России Дмитрий Козак, которых встретил генеральный промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун. Они остались довольны увиденным, впрочем, как и все пилоты.
Здесь же побывал вице-премьер России Александр Жуков. А на главную гонку приехал и президент России Владимир Путин.
Условия для работы журналистов превосходные — медиацентр находится прямо в паддоке, там же, где гаражи и офисы команд. Поэтому встретить звезд автоспорта — действующих и бывших — дело плевое. Здесь прогуливаются Берни Экклстоун, Ален Прост, Никки Лауда и другие.
Паддок похож не небольшую европейскую улочку — со стороны трассы гаражи, стопки покрышек, с другой — за столиками у дверей командных контор отдыхают, как в каком-нибудь парижском кафе, техники и пилоты. После квалификации я потрогал шины — еще горячие от гонки — удивительно, но запах резины почти не чувствуется. Зато на стопках колес написаны фамилии пилотов — перепутать нельзя! А по завершении каждого заезда специалисты шаманят над резиной: моют, скоблят, чистят.

После каждой сессии гонщики отвечают на вопросы журналистов — в пятницу самая большая толпа корреспондентов и операторов облепляет лидера личного зачета британца Льюиса Хэмилтона. Сверкая бриллиантовой серьгой в левом ухе, он благодарит команду за проделанную работу и хвалит сочинскую трассу. Cool и amazing («клевая» и «удивительная») — такие эпитеты он находит для автодрома. Другие пилоты также довольны трассой, а Фернандо Алонсо удивлен еще и количеством болельщиков «Формулы» в России.
Единственный россиянин в чемпионате — Даниил Квят — показал в тестовых заездах седьмое время. Для русского вундеркинда это отличный результат.
— Трасса просто отличная, — признался он. — Я доволен.
Трасса ответила взаимностью — в квалификации единственный россиянин в «Формуле» выступил еще лучше, показав пятое время. Двадцатилетний Квят обошел таких монстров, как Себастьян Феттель, Фернандо Алонсо, Кими Райконен, и установил личный рекорд. А лучшее время в квалификации показал Льюис Хэмилтон.
Здесь есть целая трибуна имени Даниила Квята. В субботу мне позвонил коллега, купивший на нее билет, и сообщил, что всем от имени пилота дарят кепку с его автографом. Так что число поклонников у юного гонщика после Гран-при России точно увеличилось как минимум на несколько тысяч человек.
После квалификации Квята сразу обступили зарубежные телеканалы. BBC и Sky sport расспрашивали героя квалификации, он отвечал им на чистом английском. Итальянцам — на итальянском. Неудивительно: гонщик давно живет за рубежом и как-то признался, что во время соревнований думает на английском.
Главный гоночный день начался с аварии в младшей серии GP3 — на первом же повороте завершили заезд сразу четыре машины. С пилотами, к счастью, все в порядке. Это столкновение осталось единственным происшествием Гран-при.
За полтора часа до главного старта началось представление. После того как все пилоты проехали по кругу на грузовике и поприветствовали зрителей, перед гостями автодрома выступили казаки, волонтеры пронесли огромный российский флаг, а в небе фигуры высшего пилотажа продемонстрировали летчики из группы «Русь». Сразу после этого зазвучал рев моторов — гонщики поехали разогревать машины. Через полторы минуты болиды выстроились на стартовой решетке, неподалеку обсуждают что-то Александр Ткачев, Дмитрий Козак и Берни Экклстоун. А на трибунах тем временем болельщики запустили волну, которая прекратила свой ход только на время гимна России.
Гонка началась с того, что Нико Росберг сразу заехал в боксы и, соответственно, опустился на последнее место. Но затем немец обошел всех, кроме товарища по команде Льюиса Хэмилтона, проехав 52 круга из 53 на одном комплекте покрышек — такого еще не бывало, во всяком случае, в этом сезоне. Потерял и наш Квят — стартовав пятым, Даниил финишировал только 14-м. Не помогло россиянину и появление в середине гонки на трибунах президента России Владимира Путина. В итоге первая тройка финишировала в том же порядке, что и стартовала, — Хэмилтон, Росберг, Боттас. А заводская команда «Мерседес» в Сочи лишила конкурентов даже теоретических шансов на победу.
Церемония поздравления — а призы пилотам вручал Владимир Путин — закончилась словами Льюиса Хэмилтона «на русском»: «Спасибо, Раша».
Журналисты еще пытали улыбающихся призеров, а погрузчики уже возили огромные кейсы, техники паковали резину. Сочи на год прощался с первым в истории Гран-при России, который город, как и зимнюю Олимпиаду, провел превосходно. Хотя зрители расходиться не торопились, ведь на площади начинался концерт.
НА СНИМКАХ: победитель гонки — Льюис Хэмилтон; Дженсон Баттон ведет борьбу за подиум.