Кубанские Новости
Спорт

Танцевать обо всем

<em>Каково это на самом деле – каждую минуту, 25 часов в сутки  проводить в движении, «КН» рассказала и п

Каково это на самом деле – каждую минуту, 25 часов в сутки проводить в движении, «КН» рассказала и показала краснодарский хореограф Евгения Пичкалева, работающая сразу в нескольких театрах. С ней мы провели один день. Время Жени расписано по секундам. Но даже самые обычные повседневные дела она превращает в искусство.

У нее не бывает плохого настроения. А если бывает, то Женя... танцует. Хрупкая, грациозная, улыбчивая и задумчивая. Нет, она не летает в облаках. Скорее всего, даже прямо сейчас, разговаривая со мной, она мысленно создает новый танец... Вдохновение наша героиня может черпать, в чем угодно. Она замечает детали, на которые мы не привыкли обращать внимания. Любое движение для нее – призыв к действию. Унесенная порывом ветра шляпа, случайный забавный прохожий, взрыв смеха на улице... Все может сыграть роль в зарождении нового сюжета. Но обо всем по порядку.

Дневник хореографа

7.30. Будильник. Заведующая труппой в театре Драмы поставила на этой неделе занятия по хореографии на 9.30... Хоть бы кто из актеров пришел!

Упражнения для ног и спины, не вставая с постели. Холодный душ... Включаю музыку. Думаю о предстоящем дне... Не забыть бы пообедать!

8.40. Как всегда, опаздываю. Музыка в наушниках. На лету переодеваюсь. Забегаю в класс. Начинаем занятия с разминки, дальше – классический станок, завершаем техникой контактной импровизации. Актеры довольны, улыбаются, и я!

12.00. Как хорошо, что все в шаговой доступности! Вот уже следующая репетиция в театре «Paranorma». Готовим новогоднее шоу для Сочи.

Два часа интенсивной хореографии... И бегом переодеваться!

14.00. Лечу в училище. Переключаю настроение из режима «друг, коллега» на «строгий преподаватель». Сегодня студенты молодцы!

Эх... Забыла поесть... Ладно, кефир перед занятием выпью на ходу.

19.00. Занятия с 7 – 9-летними детьми в студии на факультете дополнительного образования при Краснодарском университете культуры. Сегодня у девочки, что пришла позже всех, получилось сесть на шпагат и встать на мостик! Как же я рада! Будто мне 7 лет и я впервые сделала что-то подобное!

20.30. Еду домой. И думаю, что завтра день не легче... Покупаю килограмм мандаринов, ужинаю, с музыкой, конечно! И перед сном – тишина.

Открываю сборник Маяковского, читаю. Снова вдохновение – до утра сочиняю танцы.

Все 300 процентов!

Удивляюсь, как Женя так быстро перестраивается: занятия с детьми, студентами, актерами и собственные проекты... Она одновременно танцор, хореограф и преподаватель. Обучает современной хореографии и народно-сценическому танцу в училище и в университете в хореографической студии для детей. Работает в театре драмы с актерами. Проводит занятия, ставит танцы для спектаклей, работает в уже существующем репертуаре.

Спрашиваю: в процентном соотношении, насколько ты артист, насколько режиссер и насколько учитель? Ответ абсолютно творческого человека: «Я не разделяю, во мне, видимо, все 300 процентов!»

Как считает сама Женя, она еще не вытанцевалась. Ее беспрерывно тянет на сцену. Потому и работает она, помимо всего прочего, еще и в театре уличной формы «Paranorma». Но, кстати, это вовсе не значит, что актеры его танцуют на улицах! Сейчас, к примеру, они готовят новогодний спектакль для одного из отелей в курортном Сочи. Над проектом наша героиня трудится и в качестве хореографа, и в качестве танцора.

Клацать мышкой – не мое

Бешеный ритм, постоянное напряжение... Маленькие девочки часто мечтают стать актрисами, не предполагая, конечно, о сложностях этого пути. Женя с раннего детства знала, что сцена – это, в первую очередь, тяжелый труд. Танцевальная жизнь ее началась еще в детском саду, потом была школа искусств, музыкально-педагогический колледж, университет культуры. Она, как никто, знает, к чему стоит готовиться человеку, только решившему посвятить себя танцам. Но о сложностях профессии рассказывает с легкостью.

– Возможно, у нас в Краснодарском крае не так просто устроиться на работу – специальность-то особая. Хотя мне всегда везло с этим. Я даже кое-что не успеваю из-за загруженности. Если ты чувствуешь, что это твое, то особых сложностей не возникнет. Все двери будут открываться перед тобой. А если сомневаешься, лучше выбрать что-то другое... Потому что будет нелегко. Психологически. Физически. Я не жалею, что не сижу в офисе, клацая мышкой.

В сфере хореографического искусства главное, считает Женя, – не лениться. Развиваться, читать много литературы, просматривать видеоматериалы, слушать хорошую музыку, совершенствовать собственную форму. Поддерживать эмоциональное равновесие.

Как звучит музыка тела?

Всегда интересно узнать о предпочтениях человека с абсолютным слухом и вкусом. В социальных сетях у Жени вижу подборку треков «СПЛИН». Странно, под них тоже возможно танцевать? В ответ снисходительная улыбка: «Конечно, танцевать можно под все!»

Оказывается, под музыку подобных рок-групп отлично подходит модное направление контемпорари-дэнс. Женя любит инструментальную и классическую музыку. Говорит, она больше других вдохновляет на создание танца. Бывает, что надо рассказать о чем-то важном, об уроке, который она вынесла из той или иной ситуации. Тогда девушка философствует. Рождается танец.

– В танце важна мысль, ведь это разговор. Сейчас остро затрагиваются социальные проблемы, мы можем выражать их и через современную хореографию... Мы вольны танцевать обо всем. Хочешь поделиться хорошим настроением? Пожалуйста. С движением уходит печаль. Остается только радость!

Зажигать звездочки

В Краснодарском театре драмы сейчас идет несколько спектаклей, хореографию в которых поставила Евгения Пичкалева. Это «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (режиссер Дмитрий Петрунь), «Поминальная молитва» (режиссер Геннадий Шапашников), две детские сказки «Чудеса тридевятого царства» и «Лиса и Медведь».

Женя работает со студентами хореографического училища. Многие из них уже стажеры Краснодарского театра балета им. Ю. Григоровича. Некоторые – полноправные артисты многих других российских театров. Возможно, в скором будущем они громко заявят о себе.

Женя с таким восторгом и гордостью рассказывает о каждом из своих учеников, что хочется непременно познакомиться со всеми. Дмитрий Подгайнов два раза выигрывал грант на обучение современному танцу в Италии. Он и Марина Кашапова были учениками, на которых Женя поставила свой самый первый танец. Неплохой старт. Сейчас Дима является одним из солистов в театре балета им. Ю. Григоровича, а Марина преподает классический танец детям. С солисткой «Молодого балета Кубани» Олесей Шаповаловой они ездили на Всероссийский форум «Балет XXI век». А с тремя Настями – Березовской, Быковой и Столяровой – на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов получили звание дипломантов. Диана Ломая – подрастающая звездочка, но уже успевшая представить Женину хореографию на конкурсе артистов балета «Арабеск-2014». София Шапранова успела побывать за два года на трех всероссийских конкурсах. Ее награждали Юрий Григорович, Николай Цискаридзе, Вячеслав Гордеев, Александр Полубенцев, Ольга Пона, Сергей Смирнов.

Это больно, но нужно

Во многих районах Кубани есть танцевальные кружки. Они пользуются популярностью за неимением выбора. Однако в основном там обучают народным танцам или пропахшим нафталином попсовым диско-пляскам. Женя против народного танца ничего не имеет, знает много хороших станичных коллективов, но проблему сложившейся ситуации все-таки видит:

– Не хватает в сельских детских школах искусств хороших педагогов классического танца. Маленькие дети не любят балет. Это больно. Но очень важно донести мысль о том, что классика – основа всего. Ведь так приятно смотреть на конкурсах на дотянутые стопы, колени, правильно открытые руки... Надо учить всем этим нюансам.

Спрашиваю: вот живет человек, скажем, в забытом поселке с населением в тысячу человек и мечтает стать хореографом. И вроде данные есть, талант. Насколько реальны его шансы осуществить мечту?

Женя смеется:

– Я сама такой человек. Из маленького поселка Светлый Путь, что в Темрюкском районе. Но доросла и до московских режиссеров, и до российских и зарубежных балетных конкурсов. Мне помогла моя любовь к профессии. Моя мама, Светлана Пичкалева, которая вкладывала в меня все свои силы, здоровье. Мои учителя. Помимо прямого образования, я разъезжала по мастер-классам к российским и зарубежным хореографам. Потому что вариться в собственном соку не хочется. Там своя атмосфера.

О планах на будущее Женя говорит неохотно. Знает только, что ни за какие деньги и привилегии не уйдет из профессии:

– Я никогда не остановлюсь на достигнутом. Мой девиз: выше и выше к звездам. Считаю, что еще многого не добилась. Есть куда расти, чего хотеть. Но только танцоры все суеверные, поэтому о планах не скажу.

Елена СОМОВА.

somova@kubnews.ru