Журналисты, которые работали на Олимпийских играх в Пхенчхане, не раз отмечали, что южнокорейская зима холодная и суровая, состязания по некоторым видам спорта приходилось даже переносить из-за сильного ветра. Поэтому, когда «КН» пригласили на зимние Олимпийские игры в усть-лабинскую школу, мы немного растерялись. Ведь там зимы-то нет, в этом году народ даже снега практически не видел, а тут такая заявка.
– Что, и биатлон, и скелетон будет? – спрашиваю директора школы № 2 Усть-Лабинска Наталью Маркину в телефонном разговоре.
– Будет, – говорит она. – Игры у нас показаны в пяти видах: хоккей, шорт-трек, биатлон, бобслей и скелетон. Да вы приезжайте, и сами все увидите!
Несмотря на каникулы (в школе триместровая система обучения), в коридорах не протолкнуться.
– Чего вам дома не сидится? У вас же заслуженный отдых? – спрашиваю одного из участников.
– Что там делать? А эти Игры я четыре года ждал!
В школе № 2 это уже четвертая Олимпиада – было две летних, и теперь две зимних.
– В прошлом году у нас не было Олимпийских игр, так родители 2-го класса пришли ко мне возмущенные, мол – как так, почему нет?! – рассказывает Наталья Маркина. – Мы никого не заставляем участвовать. Это как хороший вирус, он просто витает в стенах школы, осаждается в головах, и все этого ждут.
От каждого класса – по команде, в каждой по шесть человек: две девочки и четыре мальчика. Чтобы стать участником Игр, школьники в течение трех месяцев, начиная с декабря, демонстрируют свои способности на уроках физкультуры: показывают скорость, координацию, смекалку. Отрабатывают элементы, которые им понадобятся на состязаниях. Затем сам класс, словно тренерский штаб сборной, выбирает своих кандидатов и выставляет на первенство. И вот долгожданный момент – все лучшие перед нами. Нет, на улицу их никто вести не собирается. Все состязания на зимней Олимпиаде проходят в спортивном зале.
На школьных Играх все импровизированно, даже олимпийский огонь, ведь по технике безопасности зажигать настоящий факел запрещено, поэтому руководство школы пустило в ход краски – нарисовало на плакате пламя и вмонтировало в него светодиоды. Нет и интриги, кто его будет зажигать. Имя факелоносца известно давно – 14-летняя Дарья Кудашова выполняет эту миссию второй раз подряд. И неспроста. Девушка – восходящая звездочка большого тенниса, побеждала на краевых, всероссийских и международных соревнованиях. Недавно завоевала Кубок губернатора среди взрослых спортсменов. Вот и сейчас, сразу после открытия, отправится на очередной турнир в Сочи.
Олимпийские Игры открыты. Главный судья приглашает участников выйти на «лед» и сыграть в хоккей. И вот «звучит в ушах лихая музыка атаки...». На площадке появляются «великолепная пятерка и вратарь». Только на команду выдают всего одну клюшку, а вместо шайбы – пластиковый мяч. Задача следующая: обвести фишки и забить снаряд в ворота.
Задание только на первый взгляд кажется простым. Справляются с ним не все – из-за того, что мячик легкий и постоянно скачет, направить его в цель удается лишь самым продвинутым.
Как будут проводить шорт-трек, стало понятно, когда девочки достали свои ролики. Им предстояло на скорости объехать фишки. Мальчиков к стартам не допустили. Неужто не прошли допинговый контроль?
– Мальчишки смелее, за них страшновато, – объясняет директор. – Зачем нам травмированные?!
А то, как представили здесь скелетон, оценил бы, наверное, и сам Пьер Кубертен – инициатор современных Олимпийских игр.
Санками служит скейт: пилот ложится на живот, а его напарник по команде берет за ноги и толкает вперед. Цель – объехать фишку и вернуться назад. Самое сложное – войти в поворот. Вот здесь-то мальчишки, особенно старших классов, оторвались на полную катушку. Если малыши делали это на небольших скоростях, то старшеклассники прилетали к финишу и переворачивались на ходу, чтобы затормозить. Медсестра, дежурившая на Играх, то и дело подскакивала с места. Но три месяца подготовки дали о себе знать – ни один не пострадал.
Все нормально с фантазией и в бобслее. Бобом, в который легко поместились две девочки, послужило покрывало. Мальчики же хватались за края и на скорости бегом мчались преодолевать 50-метровку.
В биатлоне вместо лыж также скейт, а патроны заменили мячами, которыми надо было попасть в мишень.
Победителей определяли в разных категориях, и пока одни радовались, словно получили настоящую олимпийскую медаль, другие уже по-настоящему лили слезы.
– Сразу после такой шум начнется! – по секрету сказала мне сидящая рядом учительница. – Будут доказывать друг другу, что их команду засудили, а те, что выиграли, – им подыграли судьи. В общем, ничего сверхсекретного, как и на Олимпийских играх. Там ведь тоже в проигрыше виноватых ищут.
После Игр школьники бурно делятся эмоциями в соцсетях.
– Больше всего понравились бобслей и шорт-трек, – рассказывает ученица мне 4-го класса Алиса Царюк. – Свою победу мы посвящаем нашему классному руководителю – Ирине Кравченко. Мы ведь в этом году выпускаемся, поэтому очень старались напоследок завоевать победу.
И пусть эти Игры больше напоминали веселые старты, суть ведь в другом: детей здорово приобщают к здоровому образу жизни, заинтересовывают мировыми событиями, рассказывают о различных видах спорта – даже зимних, и, как видите, отсутствие зимы – не помеха.
– После наших Игр количество детей в спортивных секциях увеличивается, – говорит Наталья Маркина. – Четыре года назад, после зимних Игр, активнее стала работать школа пулевой стрельбы. Думаю, этому способствовал наш биатлон, участники тогда из винтовок стреляли.