Экономика

«Офис напрокат». Почему краснодарские предприниматели выбирают коворкинг-центр «Место действия»

Коворкинг-центр «Место действия» - предпринимателям здесь нравится, идея такой формы господдержки доказала свою нужность и правильность. Фото: Юрий Ходзицкий

В краснодарском коворкинг-центре «Место действия» молодые предприниматели получают не только современный офис для работы, но и б

Коворкинг-центр «Место действия» существует два года, и за это время его постоянными пользователями были 64 человека – именно столько молодых бизнесменов воспользовались уникальной возможностью получить бесплатное комфортабельное офисное место с современной оргтехникой с видом на парк «Солнечный остров». Ну а сколько народу побывало на различных мастер-классах и обучающих семинарах, которые проводятся на территории коворкинга, – подсчитать трудно. Можно уверенно сказать одно: предпринимателям здесь нравится, идея такой формы господдержки доказала свою нужность и правильность.

Между домом и офисом

Подобные «офисы напрокат» появились в России не так давно – всего лишь десять лет назад. Их придумал малый бизнес для малого бизнеса: стало понятно, что фрилансерам и маленьким фирмам, где порой работает всего один человек, невыгодно снимать под офис большие помещения на долгий срок. Ведь бывает, что необходим он только раз в неделю на насколько часов. Ну а вести бизнес дома с ноутбуком на коленях тоже неудобно: шумные домочадцы совсем не способствуют творческому и деловому процессу, а потенциальных клиентов не приведешь для переговоров на кухню.

Коворкинг (от англ. co-working, «совместная работа») в широком смысле – подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве. Придумал коворкинг-центры молодой американский программист Брет Ньюберг в 2005 году.

Вот тогда и стали создаваться большие офисы, где рабочее место можно арендовать сроком на месяц, полгода, год. Отдельно можно заплатить за пользование конференц-залом или комнатой для переговоров. Здесь никто не будет проверять, во сколько ты пришел на работу и как долго там пробыл, но обязательно проследят за исправностью и чистотой мебели и офисной техники, наличием кофе в кофеварке и сохранностью личных вещей. В Краснодаре таких бизнес-территорий уже немало, стоимость аренды – от 4 тыс. до 15 тыс. за месяц. И только в одном можно не только бесплатно воспользоваться рабочим местом, но и получить массу преференций от государства: консультации юристов и бухгалтеров, маркетологов, услуги по созданию индивидуального бренда и сайта.

Юристы проигрывают стилистам

Два года назад, когда коворкинг-центр «Место действия» только открылся, местные предприниматели долго не могли поверить, что все это бесплатно. Поэтому первоочередной и главной задачей стало информирование. Оказалось, что очень небольшой процент начинающих бизнесменов знает о государственной поддержке. Организаторам пришлось вплотную заняться активной рекламой, помимо сайта «Малый бизнес Кубани», полностью «заточенного» под малых и средних предпринимателей, открыть аккаунты в социальных сетях, сделать там страницы с возможностью подачи заявки на работу в коворкинг-центре.

– Чтобы стать резидентом (человеком, имеющим право пользования) государственного коворкинг-центра, надо соответствовать всего двум критериям: быть зарегистрированным в качестве предпринимателя на территории Краснодарского края и не заниматься подакцизными видами деятельности, – рассказала управляющий администратор коворкинг-центра Дарья Ганеева. – Пакет документов – простейший. Самое главное в нем – написать заявление с описанием своей бизнес-идеи. Конечно, предпочтение здесь, как и во всей господдержке бизнеса, отдается не торговле, а реальному сектору экономики (производство, оказание услуг).

Важные нюансы – актуальность бизнеса, есть ли аналоги в крае, в России, с какими проблемами предприниматель столкнулся и как их пытается решить. Оценивает анкету специальная комиссия из восьми человек – представители краевого департамента инвестиций и поддержки МСП, банков-спонсоров и т. д. Победителями, как правило, становятся более динамичные и актуальные проекты – например, в последнем отборе победила фирма, занимающаяся съемкой 3D, стилисты и производители одежды, эксклюзивной детской мебели, SMM-агенты. Меньше востребованы юристы, бухгалтеры.

Готовы работать и учиться

Первоначальный контракт на пользование коворкингом заключается на полгода и потом может пролонгироваться несколько раз. Максимальное время пребывания здесь – три года. Конкурсный отбор на освободившиеся места происходит четыре раза в год.

– Конечно, сегодня о «Месте действия» уже хорошо знают и сюда стремится попасть множество людей, – говорит Дарья Ганеева. – На следующий отбор в июле у нас уже подано более 40 заявок, а освобождается всего четыре места. Всем здесь нравится, и никто до истечения максимального срока договора уходить не хочет. Исключение – ребята, у которых бизнес начал расти, «встал на ноги» и им здесь уже тесно.

Сейчас «Место действия» укомплектовано полностью. 26 фикс-мест (для людей, которые приходят каждый день на несколько часов), 10–15 флекс-мест (те, кому надо появиться один – два раза в неделю и вполне достаточно удобного мягкого кресла и свободного Wi-Fi). В офисе может разместиться от одного ИП до трех сотрудников. К услугам предпринимателей современная переговорная комната вместимостью до 12 человек и конференц-зал, масса оргтехники и ячейки, в которых можно оставить личные вещи на период отсутствия. А в неформальной зоне с кофемашиной и печеньем очень удобно пообщаться и поближе познакомиться.

Ребята здесь собираются из совершенно разных сфер деятельности, и это еще один несомненный плюс коворкинга: не выходя из офиса, ты можешь найти дизайнера и фотографа для будущего рекламного буклета, специалиста по продвижению в социальных сетях.

А еще флекс-зона выступает лекторием для различных мастер-классов и семинаров от Центра поддержки предпринимательства – они обычно бесплатны и открыты для всех желающих. Для резидентов коворкинга – это еще один весомый бонус от государства. Приходят спикеры совершенно разных направлений: от бизнесменов до психологов. Так, за последние месяцы здесь можно было узнать о пользе социальных сетей для бизнеса на мастер-классе «5 полезных инструментов Instagram для предпринимателя», «прокачать» отдел продаж и научиться создавать эффективный бизнес-план. В рамках проекта «Деловая среда» была возможность отточить навыки продвижения своего бренда, а во время семинара «Развитие, масштабирование и господдержка женского бизнеса» понять, чем же женский бизнес отличается от мужского и как сделать его прибыльным и успешным. Ну а студенты Школы молодого предпринимателя, которая проводит здесь свои занятия в течение года, потом зачастую подают заявки на пользование коворкингом.

Артем ФедосовФото: Юрий Ходзицкий

Руководитель студии«Interface» Артем Федосов стал резидентом «Места действия» в прошлом году, когда его фирма делала первые шаги на рынке графического дизайна и фотоконтента.

– Сначала снимал офис в центре города вместе с дизайнерами интерьеров, но они неожиданно съехали и я был вынужден в одиночку оплачивать офис размером в 20 квадратных метров, – вспоминает Артем. – Конечно, для молодого бизнеса это было накладно. Причем доступ к рабочему месту у меня был только с 10.00 до 16.00, а для дизайнера это совсем неподходящий график.

Идея решения проблемы возникла после посещения мастер-класса от Центра поддержки предпринимательства в зоне лектория коворкинг-центра: оказалось, что в нескольких метрах в офисной зоне работают такие же начинающие бизнесмены. Артем зашел в группу «ВКонтакте», узнал условия подачи заявки и сроки следующего конкурсного отбора. По его словам, бюрократия здесь сведена к минимуму – документов требуется совсем немного и время рассмотрения заявки занимает считанные дни. Буквально через пару недель после проведения конкурса Артем перевез в «Место действия» свой компьютер и начал обживаться на новом месте.

– Часто знакомые спрашивают, не боюсь ли я оставлять здесь свои вещи. Нет, не боюсь – видите, компьютер стоит, никто не украл, – смеется бизнесмен. – Здесь серьезная система охраны, все под камерами – ни посторонние, ни мы сами не натворим ничего.

Несмотря на то, что рабочие места расположены вплотную друг к другу, атмосфера здесь очень комфортная. Ребята быстро знакомятся с соседями по офису и находят чем помочь друг другу.

– Вот рядом со мной сидит риелтор Ольга, она мой спаситель относительно всего, что касается документов, – говорит Артем. – Я человек творческий, и все, что касается бумажной бюрократии, для меня – ад кромешный. А она разбирается и в делопроизводстве, и в нотариальных тонкостях. Где печать какая должна стоять, когда в налоговую что сдавать. В первый год работы это все очень-очень сложно, не сидел бы я в коворкинге – еще неизвестно, как справился бы со всеми проблемами.

В ближайшее время Артем Федосов и его «Interface»-студия планируют стать партнером Центра поддержки предпринимательства – то есть скоро уже не только он сможет получать помощь от опытных консультантов, но и сам начнет помогать начинающим бизнесменам. Сколько еще «Место действия» будет местом постоянного пребывания растущей фирмы – неизвестно, но через три года им здесь однозначно должно стать тесно. Потому что если за три года ты не подрос и не начал развиваться – значит, что-то не то с твоими деловыми качествами, надо менять занятие, уверен Артем. А пока у дизайнера есть заявки на работу от соседей по коворкингу: директор фирмы «Сервис-плюс» Дмитрий Стоянов заказал съемку для Инстаграма и Ютуб-канала.

Дмитрий СтояновФото: Юрий Ходзицкий

Когда Дмитрий Стоянов создавал фирму по ремонту квартир, планы у него были грандиозные: навести порядок в этом сегменте рынка, и никак не меньше. К своей цели он все ближе.

Информация от друзей о том, что государство помогает начинающим бизнесменам бесплатными офисными местами, а потом еще и множеством консультаций, пришлась как нельзя кстати. Правда, конкурс на вакантные места в коворкинг-центре тогда был немаленький: на 10 вакантных мест – около 40 человек.

– Бизнес-план постарались написать очень подробный, чтобы все наши амбициозные идеи нашли в нем отражение, – рассказывает Дмитрий. – Например, подробно рассказали о том, что хотим купить специальную программу для составления смет, мало у кого такая есть (и, кстати, купили в итоге), и вообще – готовы расти, развиваться, осваивать новые технологии. Заняло это несколько дней, но зато и результат был соответствующий: из всех претендентов мы были в тройке лидеров по набранным баллам от строгой комиссии.

Помимо бесплатного офиса, Дмитрий воспользовался многими предложениями Центра поддержки предпринимательства. Именно здесь ему сделали первый сайт. Был он, конечно, совсем простенький и временный, но несколько заказов через него все же удалось получить. Пару раз заказывали бухгалтерскую консультацию, один раз обращались за поддержкой к маркетологу и получили много актуальных советов.

– Вообще, хочу сказать огромное спасибо всем консультантам и отметить, прежде всего, оперативность, – говорит Дмитрий. – Задал вопрос – через пару часов тебе уже перезванивают и дают ответ, даже за деньги такое не везде есть, а здесь – бесплатно!

Сейчас в фирме 12 сотрудников, трое из них получили рабочие места в коворкинг-центре. Договор о пребывании здесь уже один раз продлевали, и минимум в ближайшие полгода директор планирует место дислокации не менять.

– Даже если переедем в собственный офис, хотелось бы оставить за собой право пользования переговорным залом и лекторием, – говорит Дмитрий Стоянов. – Здесь нравится не только нам, но и нашим клиентам. Поначалу было опасение, что на нас будут косо смотреть из-за бесплатного офиса в государственном коворкинге – казалось, что партнеры могут заподозрить в прижимистости и скупости, ведь на арендной плате экономим. Ничего подобного. Все абсолютно адекватно реагируют.

Ну, а на место Дмитрия обязательно придут новые люди с замечательными идеями, которым надо будет помочь сделать первые шаги и окрепнуть, ведь именно для этого и создавался коворкинг-центр.


Плюсы государственного коворкинг-центра:

  • Рабочее место предоставляется абсолютно бесплатно.

  • К вашим услугам бесплатные консультанты – бухгалтеры и юристы, специалисты по продвижению сайтов и маркетологи.

  • Есть возможность воспользоваться институтами государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

  • Удобно общаться с клиентами (переговорная комната, солидный офис).

  • Есть возможность собрать всех сотрудников, работающих удаленно, в одном месте.

  • Офисная обстановка дисциплинирует и повышает производительность труда.

  • Можно получить полезные знания на бесплатных тренингах и семинарах или самому поделиться опытом с коллегами.

  • Можно завязать новые знакомства, полезные контакты и просто подружиться с такими же молодыми начинающими бизнесменами.