Как кубанскому предприятию удалось стать партнером крупнейшего в Европе венчурного фонда и резидентом «Сколково»
Корреспонденты «КН» узнали, как удалось в Краснодаре открыть предприятие, ставшее портфельной компанией Фонда развития интернет-
Суммарный оборот компании «Рабочие руки» превысил 100 млн. рублей. Это в прошлом году. В нынешнем году стоит задача утроить этот показатель за счет расширения географии.
Грузчик вместо бухгалтера
В компании «Рабочие руки» сегодня работает 21 штатный сотрудник – отдел разработки, отдел продаж и непосредственно операторы, которые контролируют заявки в системе, а также юристы и бухгалтеры.
Сооснователю компании «Рабочие руки» Ольге Семко 30 лет. Сама она с Дальнего Востока, окончила Хабаровскую государственную академию экономики и права. Десять лет работала по специальности, в области управления персоналом. Это была обычная кадровая работа. В определенный момент возникло желание открыть свое дело.
Решила стать индивидуальным предпринимателем… Первый опыт, как часто случается, был не очень удачный. Но благодаря этому удалось познакомиться с будущими партнерами по бизнесу. С Олегом Шиловым и Александром Гришаевым Ольга, можно сказать, были конкурентами. Но вместо того, чтобы соперничать, они решили объединить усилия, создать коалицию.
Теперь Ольга, Олег и Александр являются сооснователями компании.
– Начиналось все с того, что многие работодатели начали сталкиваться с проблемой быстрого и массового найма персонала для выполнения простых, неквалифицированных работ, – рассказала Ольга Семко. – Олег занимался малоэтажным строительством. И для него самого было крайне проблематично найти бригаду разнорабочих, например, на вынос мусора со стройки.
Шел 2018 год и основным источником информации по поиску рабочей силы оставались объявления на разных ресурсах, в основном в интернете. Случалось так: договариваешься-договариваешься с людьми, а они попросту берут и не выполняют свои обязательства – даже на работу не выходят. Предприниматели несут убытки. И таких ситуаций встречалось немало.
Еще до знакомства с Олегом и Александром у Ольги была своя бизнес-история. Она ушла с работы, связанной с наймом и стала заниматься предпринимательством. Занималась тем же – подбором персонала.
– Поначалу думала, что меня засыпят такими заявками: «Срочно найдите мне главного бухгалтера, инженера по сбыту, маркетолога или юриста», – рассказала она. – Но, к удивлению, спрашивать стали работников в сельхозпроизводстве, грузчиков, разнорабочих. Например, искали сто человек для сбора урожая. Таких запросов посыпалось много, я начала их обрабатывать. Выяснилось, что быстро и массово нанять разнорабочих очень сложно.
Блог в помощь
Специфика рынка найма разнорабочих в том, что он зачастую полулегальный, операторы предпочитают оставаться в тени, ведут набор в соцсетях и мессенжерах. Частники бросают в группу заказы и рассчитываются уже на месте налом. Но в таком случае никогда нет твердой гарантии, что работы будут выполнены качественно и в срок.
– Во-первых, основав свой проект, мы хотели систематизировать базу данных, объединить всех, кто искал работу через соцсети, – пояснила Ольга. – Мы стали это делать и возникла новая идея – разработать специальное приложение.
Первое время стартаперы специализировались на погрузочно-разгрузочных работах. Рассчитывали на то, что много людей переезжают с место на место и будет спрос на грузчиков. Но выяснилось, что среднестатистический гражданин меняет дислокацию примерно раз в три года. И специально для этого не будет скачивать приложение. Постоянно такие услуги нужны не частным лицам, а бизнесу. А ему необходимы прозрачные схемы с твердой гарантией.
– Именно на это мы стали делать ставку, – поделилась опытом предприниматель. – Перешли на работу с бизнес-заказчиками, стали активно привлекать юридические лица, индивидуальных предпринимателей и параллельно развивали наш сервис, наполняли его исполнителями разных работ. За счет того, что у нас была большая база подрядчиков, мы всегда могли гарантировать заказчику качество и срочность выполненных работ. Если не одни, то другие, но обязательно дело будет сделано.
А с 2019 году в России введена добровольная регистрация самозанятых. Этого в компании долго ждали, чтобы иметь возможность работать с физическими лицами. И теперь «Рабочие руки» получили у налоговой службы статус официального оператора по работе с самозанятыми.
Компания «Рабочие руки» зарегистрирована в 2017 году, онлайн-платформу стали активно развивать с начала 2018 года.
Сегодня здесь зарегистрировано более 60 тыс. исполнителей в 50 регионах страны. В основном это подсобные, неквалифицированные работники, клинеры (те, кто оказывает услуги по простой уборке), грузчики.
Повар с навыком штукатура
Помните, один юморист шутил на счет объявления – «Требуется повар с навыками штукатура»? В компании тоже был забавный случай.
Дело в том, что в базе немало исполнителей с опытом работы и высокой квалификацией. Был такой человек, который работал шеф-поваром одного из ресторанов в Москве. У него было достаточно свободного времени, и он периодически нанимался на подработку – по укладке плитки, уборке территории.
– У нас порядка 400 бизнес-клиентов было в прошлом году, в этом году ожидаем рост этого показателя, – сказал Ольга Семко. – Пока работаем в двух регионах, но хотим охватить города-миллионники, смежные специальности – например, курьерскую доставку.
На первых порах сложности возникали, когда появлялся слишком большой объем работ. Так было в 2018 году в Москве, когда компания искала рабочих для «Метростроя» перед самым запуском станции «Савеловская». Там выходило на объект порядка 150 человек ежедневно. Поначалу в компании «Рабочие руки» испытывали организационные сложности – как оптимально распределить людей по бригадам, звеньям, провести корректно учет? На тот момент далеко не все процессы были автоматизированы и многое приходилось настраивать вручную.
– История работы с Фондом развития интернет-инициатив (это один из крупнейших в Европе венчурный фонд) началась в 2018 году, когда получили первые посевные инвестиции, – рассказала Ольга Семко. – По сей день мы плотно с ним работаем. В 2019 году мы подали заявку и прошли программу по акселерации бизнеса в Сколково. Вместе с другими командами-участниками «Сколково» побывали на Web Summit в Португалии.
Здесь инноваторам из Краснодара представилась возможность презентовать свой проект зарубежным рынкам. Они получили ценнейшие контакты и даже заключили выгодный контракт.
– Несколько месяцев назад мы получили официальный статус резидентов «Сколково», – поделилась Ольга. – Власти Краснодарского края оказывают нам информационную поддержку, мы получаем приглашения на рабочие встречи и мероприятия, на которых имеем доступ к ценнейшей информации и экспертизам для дальнейшего развития проекта