Экономика

Ставка на технологии: как кубанский производитель овощных консервов осваивал российский рынок

Установка готовой продукции на палету для отправки заказчикам. Фото: Олег Михин

Наш корреспондент узнал рецепт успеха маринадов из Ленинградского района, удостоенных бренда качества «Сделано на Кубани».

За четыре года компания по производству консервированных овощей из станицы Ленинградской нашла свою нишу среди оптовых поставщиков для отечественных отелей, ресторанов и кафе, авиалиний, сетей фастфуда, пиццерий, салатных производств. Предприятию идут навстречу власти Краснодарского края. При поддержке регионального Фонда развития малого и среднего предпринимательства кубанским переработчикам помогли с льготными кредитами, их продукция получила региональный знак качества.

Это вам не «бабушкины закрутки»

По современным меркам консервное производство в станице Ленинградской небольшое. За год здесь перерабатывают порядка 2 тыс. тонн овощей. Маринады расходятся по стране, основные потребители – рестораны и гостиницы, предприятия общественного питания.

– С самого начала мы ориентировались на оптового покупателя. Для удобства разработали упаковку в специальных многослойных пакетах, что удобно для заказчиков, – рассказал гендиректор Олег Михин.

В 2019 году Фонд развития бизнеса Краснодарского края выдал рекордное количество поручительств на сумму более 1,6 млрд. рублей. Как сообщили в региональном департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, это позволило бизнесу привлечь более 2,3 млрд. рублей в виде кредитов и займов.

По его словам, когда начинали бизнес, этот метод считался прорывным. Время «бабушкиных закруток» в консервном производстве, заточенном под оптового потребителя, стремительно уходило, и надо было решать вопрос удобной и эргономичной упаковки товара. Поэтому пришлось поломать голову над тем, чем заменить традиционные для этой отрасли банки-склянки. На основе передового опыта применили ноу-хау по фасовке маринадов в полимерные пакеты емкостью от 1 до 10 кг, упакованные в коробки для удобства размещения на поддонах.

– У предприятий общепита в больших городах возникает много проблем с тарой, которую надо мало того что открыть, так еще и утилизировать, не говоря о трудностях, связанных с доставкой громоздких банок, – объяснил нюансы руководитель.

Для зеленого горшка и фасоли здесь используют металлизированные пакеты, которые стерилизуются в автоклаве, наподобие железных банок, но имеющие преимущества мягкой фасовки.

Своевременное решение вопросов, связанных с применением новой упаковки, позволило предприятию увеличить рентабельность и выйти на уровень сотрудничества с крупными оптовыми потребителями.

«Выручалочка» для бизнеса

Краевые власти предложили предприятию участие в третьем конкурсе качества «Сделано на Кубани», и, как говорит Олег Михин, это открыло перед компанией новые возможности.

Например, Фонд развития бизнеса Краснодарского края взял на себя часть банковских гарантий, благодаря чему переработчики смогли получить более выгодный кредит.

– Нам жизненно необходимы оборотные средства, и здесь без кредитов не обойтись. В крае действуют механизмы финансовой помощи производителям. Так, на фоне экономической нестабильности кубанский банк снизил ставку для местного бизнеса с 10,6 до 8,5 процента годовых, – сказал Олег Михин.

Еще одной государственной «палочкой-выручалочкой», которой надеется воспользоваться перерабатывающее предприятие, можно назвать льготный кредит от регионального Фонда развития промышленности под 5 процентов годовых, который можно получить на приобретение производственного оборудования у краевого поставщика.

Производство консервированных продуктов на предприятии не прекращается даже во время карантина. Фото: Олег Михин

Партнерские отношения с краевой властью еще не раз могут пригодиться фирме, которая надеется привлечь деньги на развитие собственного овощеводства.

– В наших климатических условиях можно получать хорошие урожаи, но и риски, связанные с природными катаклизмами, никто не отменял. Поэтому мы сотрудничаем не только с кубанскими поставщиками, но и с овощеводами Волгоградской и Астраханской областей, Кабардино-Балкарии – на случай, если в одном из регионов случится град или засуха, – поделился опытом Олег Михин.

Такая стратегия приносит результаты. Например, когда град повредил урожай на полях поставщиков из соседнего района, сырьевую базу удалось восполнить за счет поставок из других регионов.

Но все же один из плюсов собственного производства овощей переработчики видят в том, чтобы получать плоды стандартных размеров, которые требуются для конкретной фасовки, чего бывает сложно добиться от поставщиков.

Огурцы-молодцы

В линейке маринадов и кетчупов от консервного предприятия ведущее место занимают огурцы. Аппетитно хрустящие, с разными вкусами, целые корнишоны, а также нарезанные специально для ресторанов быстрого питания, эти овощи стали визитной карточкой компании.

– На всех этапах производства осуществляем строгий технологический контроль. Каждая емкость с овощами промаркирована и занесена в электронную базу данных, чтобы можно было проследить, с какого поля собрана продукция, какова консистенция рассола и кто ответственный за закладку, – рассказал о правилах внутренней кухни Олег Михин.

Ноу-хау переработчиков – фасовка маринадов в полимерные пакеты емкостью от 1 до 10 кг. №Фото: Олег Михин

И здесь надо сказать еще об одном ноу-хау, которое позволяет переработчикам из Ленинградского района выгодно отличаться от конкурентов. Дело в том, что основной проблемой, которую приходится решать всем, кто занимается этим видом деятельности, является хранение сырья.

Руководитель охотно поделился фирменным способом, который помогает хранить огурцы без использования холодильных установок:

– У индийских коллег обратил внимание, что они держат огурцы в рассоле, при этом не брезгуют «химией». Мы же разработали свой метод с минимальным использованием искусственных консервантов. Для приготовления маринада используем только соляной раствор, в котором доводим до брожения огурцы, а в качестве консерванта используем уксус.

Работа на перспективу

В сложных экономических условиях, связанных с пандемией коронавируса, консервное предприятие не сворачивает производство, прилагает усилия, чтобы сохранить рабочие места.

Как говорит Олег Михин, основные покупатели их продукции – ресторанно-гостиничный комплекс и общепит – из-за введенного карантина оказались в сложном положении, появились неплатежи. Но переработчики надеются, что ситуация стабилизируется и они смогут реализовать задуманные планы, в том числе с привлечением мер господдержки.