Кубань наращивает экспорт вина
В 2020-м году экспорт винодельческой продукции увеличится до 5,7 млн. долларов.
Через тернии – в бутылку
Краснодарский край занимает лидирующие позиции в виноградарстве и виноделии России. Выращиванием винограда в регионе занимаются 65 специализированных хозяйств и 150 субъектов малого предпринимательства. В 2019 году на Кубани собрали 212 тыс. тонн винограда. Из него было изготовлено порядка 22 млн. декалитров винодельческой продукции. В этом году ожидается, что урожай будет не ниже.
По данным министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году Кубань увеличит экспорт винодельческой продукции до 5,7 млн. долларов. В этом году в страны ближнего и дальнего зарубежья планируется поставить порядка 345 тыс. декалитров шампанских и игристых вин кубанских производителей.
За последние 5 лет объемы экспорта шампанских и игристых вин в регионе увеличились в 4,2 раза. Продукция экспортируется в 19 стран ближнего и дальнего зарубежья. К 2024 году краю предстоит увеличить поставки до 445 тыс. декалитров на общую сумму в 7,4 млн. долларов.
Накануне сбора винограда нового урожая, который начнется в регионе на следующей неделе, корреспонденты «КН» побывали на двух винодельческих предприятиях, где благодаря поддержке краевых властей проводятся реконструкция и модернизация, идет закладка новых площадей под питомники и налажен экспорт продукции за рубеж.
Доля ангелов
Первая остановка – винодельня в станице Старотитаровской, являющаяся подразделением одного из крупнейших предприятий в стране по розливу тихих и игристых виноградных вин. Она основана в 1956 году, а в 2003-м вошла в состав винной группы компаний. Предприятие занимает одну из лидирующих позиций по внедрению инноваций и активно инвестирует в развитие виноградников, площадь которых сегодня составляет 8,7 тыс. га – это треть всех насаждений Краснодарского края.
Производственные центры компании находятся в Темрюке, станице Тамань и станице Старотитаровской. Именно сюда мы решили заглянуть, побывав в галерее, где в старинных залах с уникальным микроклиматом в дубовых бочках выдерживаются вина, а также в винном погребе и музее.
Воздух галереи буквально пропитан вином, испаряющимся из бочек. Сквозь плотную древесину каждая «отдает» до нескольких литров вина в год, и виноделы романтично называют такие потери «долей ангелов».
– Вина, выдержанные в бочке, обладают насыщенным вкусом и сложным ароматом, – рассказал главный винодел предприятия Ванда Ботнарь. – Взаимодействуя с бочкой, напиток обогащается дубильными веществами – танинами, которые придают аромату благородство, а вкусу – мягкую терпкость. Именно этот этап помогает вину приобрести те великолепные органолептические свойства, за которые так ценятся выдержанные вина.
Всего в галерее предприятия находится 1606 бочек – это более 30 тыс. декалитров вина. Для выдержки используются бочки из дуба, ясеня и… акации. Вот с акацией произошел интересный случай.
Выдержка в акации
Эту историю нам рассказали в музее вина, который находится на территории завода в станице Старотитаровской.
Так принято, что примерно процентов 90 – это бочки из дуба. Виноделы их очень любят за то, что эта древесина отвечает многим критериям и лучше, казалось бы, не найти. Но однажды Ванде Ботнарь подарили на юбилей бочку из акации. И она в экспериментальных целях (а виноделы всегда готовы испытать в деле смелые идеи) решила выдержать в ней каберне и рислинг. Вкус и аромат получились столь неповторимыми и удивительными, что решено было эксперимент продолжить, но уже в промышленных масштабах.
Бутылка вина, выдержанная в бочке из акации, стоит недешево, пользуется повышенным спросом. В этом мы убедились в фирменном магазине, который расположен рядом с заводом. На прилавках остались только бутылки с каберне. Рислинг разобрали еще до полудня.
Еще один редкий для отечественной винной промышленности товар – низкоалкогольное сухое вино. В нем всего 8 градусов.
Вообще, в музее есть что посмотреть. Первое оборудование – насосы, аппараты розлива… Один из таких – особая гордость. И, конечно, у него своя любопытная история. Приобретен аппарат розлива был в Италии в 2006 году. На технические характеристики во время закупки мало кто обратил внимание. Работал некоторое время и потом вроде как сломался. Вызвали мастера, итальянца. Он приехал и спрашивает, сколько бутылок было разлито. Ему отвечают, что 900 тыс. Видавший виды специалист не поверил: ведь аппарат был рассчитан на партию, меньшую в несколько десятков раз. После починки техника работала безотказно, и в общей сложности было разлито 1,3 млн. бутылок.
Дионис за бочками
Перед тем как спуститься в подвал, экскурсовод предложил накинуть на плечи плед. Это на улице под 40 жары, а под землей – всего около 13 градусов тепла, как поздней кубанской осенью.
По каменной лестнице спускаемся все ниже и ниже, пока не попадаем в просторную галерею площадью 3 тыс. кв. м. С 1956 года здесь хранили виноматериалы, но долгое время погреб не использовался. С этого года все изменилось.
– Мы приняли решение возродить историю в соответствии с современными трендами: спустя годы в подземной галерее с особым микроклиматом снова будут созревать вина, – рассказала генеральный директор предприятия Виктория Емельянович. – Здесь будет размещено до 1,5 миллиона бутылок классического игристого вина.
В подвале провели капитальный ремонт, оставив нетронутой историческую ценность – фреску с изображением Диониса. На фоне древнегреческого бога виноградарства и виноделия любят фотографироваться туристы.
Наверх, в Поднебесную
Стремительное расширение экспорта кубанского предприятия положительно оценивают не только краевые власти, но и федеральные. Одним из событий года во всем российском экспорте стало открытие Винного дома в китайском городе Шэньчжэнь.
А по итогам окружного этапа Южного федерального округа премии «Экспортер года», которые подвел Российский экспортный центр, винодельня получила диплом в номинации «Крупный бизнес – новая география».
– Мы системно занимаемся развитием экспортного направления с 2015 года, – рассказал директор департамента по развитию и продвижению предприятия Эдуард Долгин. – За это время компания организовала выход на ряд рынков. Это не только Украина, Казахстан, Беларусь, но и Китай, Гонконг, Япония, Испания, Германия, Бразилия, Норвегия, Турция и Малайзия. И сбавлять темпы мы не намерены – в планах поставки еще в ряд стран Азии, Ближнего Востока и Европы.
Самурай, наливай!
Тамань – это удивительные места, воспетые русскими писателями, запечатленные известными художниками. Здесь до сих пор сохранились руины городищ древних греков, таких как Фанагория. Уже подтверждено археологами и исторической литературой, что и виноградники здесь культивировались со времен глубокой архаики.
Вот в таком живописном уголке нашего края, в поселке Сенном, расположено одно из крупнейших отечественных винодельческих предприятий полного цикла. Здесь производится весь спектр винодельческой продукции – тихие, игристые, ледяные, десертные вина, коньяки, виноградная водка и безалкогольный виноградный сок.
Местная продукция отгружается практически во все федеральные и региональные торговые сети, а также в собственную розничную сеть и экспортируется в Китай, Японию, Германию, Швейцарию, Ливан, Таджикистан и в магазины сети «дьюти-фри».
По словам генерального директора предприятия Петра Романишина, самая первая поставка была в Японию в середине 2000-х. Интересно, почему экспортный путь компания начала именно со страны самураев?
– Просто так сложились обстоятельства, – рассказал Петр Романишин. – Но за каждым случаем есть закономерность. Японцы искали тогда новую интересную винодельческую страну. В итоге покупатель обратился в посольство Японии. Мы тогда уже одними из первых в стране делали шаги в сторону премиальности вин. Японцы попробовали и им очень понравилось. Заключили контракт, и была первая поставка.
Потом была пауза в 10 лет. Сейчас контакты возобновлены, и в Японии уже 3 партнера.
– Мы благодарим за системную поддержку государство – МИД, Минсельхоз России и администрацию Краснодарского края за оказание содействия при участии в выставках, – сказал Петр Романишин. – Многое в этом направлении делается.
Вино вместо балета и ракет
Фанагорийские тихие игристые вина и коньяки регулярно отмечаются медалями престижных международных конкурсов (Австрия, Великобритания, Израиль, Словакия, Япония), отмечены в «Авторском гиде» Артура Саркисяна и «Винном гиде Роскачества».
Но чего не хватает в более активном продвижении товаров за рубеж? По мнению Петра Романишина, это стереотипы. Их много и в нашей стране, и за рубежом тоже хватает. Россия до сих пор воспринимается преимущественно как родина балета и космических технологий, как лидер в области высокоточного оружия.
– Стереотипы очень живучи, самое сложное – их сломать, – уверен гендиректор предприятия.
Кроме того, без должного технологического оснащения уходит много электроэнергии на охлаждение сусла при брожении. Новые технологии помогают снижать затраты и успешнее конкурировать за качество с другими производителями вин, но пока нет возможности обзавестись этим оборудованием.
Господдержка – хорошо
– Мы постоянно находимся в диалоге с властями всех уровней, – говорит Петр Романишин. – Но при этом прекрасно понимаем, что каждый должен везти свой воз, никто за нас нашу работу делать не будет.
В этом году в компании наметили несколько инвестпроектов, где была использована льготная ставка в 2 процента годовых. Это если говорить о кредитах, одобренных Минсельхозом России. В первом квартале этого года запущена новая линия розлива. Обошлось это предприятию почти в 200 млн. рублей. Эта линия позволяет свести на нет попадание кислорода в бутылку, предотвращая окисление и тем самым улучшая качество вина.
Благодаря этой же кредитной схеме построено еще одно хранилище для выдержки коньячных спиртов. Через месяц здесь начнется выдержка спиртов нового урожая.
А еще увеличена мощность трех линий по приемке винограда. Это позволит в сезон более оперативно принимать виноград, исключить очереди на приемку, а также повысить качество. Ведь виноград прямо с поля, без задержки будет попадать в дробилку, на охлаждение и прессование.
– В этом году посадили порядка 200 гектаров виноградников. Сегодня ищем земельный участок для создания совместно с партнерами из Франции питомника по выращиванию виноградных саженцев. За содействием мы обратились в администрацию Краснодарского края, – поделился планами Петр Романишин.
Янтарный карт-бланш
В этом году ожидается повышенный спрос на янтарную ягоду. Цена на нее уже выросла. К этому оказались готовы не все.
– Хорошо, что у нас есть питомник, ему более 20 лет, – рассказал гендиректор предприятия. – Раньше планировать и брать на себя риски колебания спроса было делом затратным. Поэтому мощность старого питомника была рассчитана на потребление только нашего предприятия.
Но после принятия Федерального закона «О виноградарстве и виноделии» (кстати, он был разработан с учетом инициатив Краснодарского края) уже можно полагаться на системный спрос. Об этом говорит подавляющее большинство экспертов.
Питомник позволяет выращивать 700 тыс. саженцев в год. Однако сейчас спрос в России прогнозируется на уровне 3 млн. саженцев. Будут покрываться потребности не только Кубани, но и других винодельческих регионов страны.
В питомниках важна чистота – безвирусность подвоя и привоя. Здесь, конечно, наши партнеры из Европы задают тон. У них есть здоровый посадочный материал.
– Мы планируем создать совместное предприятие с французскими питомниками, – рассказал Петр Романишин. – У европейцев богатейший опыт в этом деле. Уж если что-то создавать, то на базе лучших технологий.
А какая от Кубани иностранным партнерам польза? – поинтересовался напоследок корреспондент «КН».
– В первую очередь – бизнес-логика, – ответил собеседник. – Вот французы будут учредителями совместного предприятия, и они смогут рассчитывать на дивиденды. Это что касается питомника, но есть и другие взаимовыгодные направления.
Кроме того, наша компания – единственная из российских виноделен имеет собственное бондарное производство. Выпускаем из кавказского дуба бочки, которые пользуются большим спросом. Кроме того, мы заинтересованы в поставках вин в Евросоюз. Есть уникальные сорта винограда – красностоп, саперави, вина из которых наверняка заинтересуют зарубежных партнеров.