Экономика

Семь вопросов о том, как государство может помочь предпринимателям при выходе на международные рынки

Основная цель Центра поддержки экспорта Краснодарского края– развитие и укрепление экспортного потенциала малого и среднего бизнеса Краснодарского края.

Отвечают специалисты Центра поддержки экспорта Краснодарского края во главе с Романом Воротниковым.

1. Для чего создан Центр поддержки экспорта Краснодарского края?

Роман Воротников
– Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края – это подведомственное учреждение регионального департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства. Его главные задачи –информационное и консультационное содействие. В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» мы оказываем бесплатную помощь в организации и ведении внешнеэкономической деятельности, продвижении регионального экспорта, переводческой деятельности. Наши консультанты помогут разобраться в логистике, таможенном оформлении, сертификации, доставке и страховании грузов.

Мы подскажем, в каких международных бизнес-миссиях и выставках можно поучаствовать, чтобы о предприятии узнали как можно больше людей. Предоставим информацию о потенциальных зарубежных партнерах, организуем деловые встречи и переговоры. Пригласим поучаствовать в обучающих мероприятиях, в том числе – в образовательном проекте Российского экспортного центра.

Основная цель этой помощи – развитие и укрепление экспортного потенциала малого и среднего бизнеса Краснодарского края. Наша деятельность определяется, в частности, государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», подпрограммой «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае» государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края».

Свыше 2000 предприятий малого и среднего бизнеса уже воспользовались услугами деятельности Центра поддержки экспорта за все время его деятельности.

Мы постоянно ведем диалог с предприятиями, чтобы оказывать эффективную государственную поддержку и предлагать услуги, которые им необходимы. Успешная экспортная сделка – это совокупность верных решений, принятых предпринимателем.

Аналогичные организации существуют по всей стране – в федеральную сеть входит 72 центра в разных регионах России, действующих во взаимодействии с Минэкономразвития России, региональными органами исполнительной власти, таможней, федеральным интернет-порталом внешнеэкономической деятельности, а также же системой торговых представительств России за рубежом.

2. С какими вопросами чаще всего обращаются предприниматели? Какие проблемы при выходе на внешние рынки наиболее актуальны?

– Выход на внешние рынки – трудная задача для предприятий, особенно для тех, кто ранее работал только на внутреннем рынке и не имел постоянных внешнеторговых связей. Принимая решение о выходе на внешние рынки, руководство предприятия должно сознательно пойти на расширение выполняемых им функций и провести качественную подготовку. И в данном случае полезны будут те теоретические знания, которые можно получить из курса проводимых нами экспортных семинаров программы «Жизненный цикл экспортных проектов» Школы экспорта Российского экспортного центра.

В рейтинге регионов России по объему несырьевого экспорта с 2015 года Краснодарский край поднялся с 17 на 7 место.

Ведь перед предпринимателями, только начинающими осваивать работу с другими странами, сразу же стоит множество вопросов. Какой рынок является оптимальным для поставок продукции предприятия? Какие сертификаты необходимо получить для доступа на рынок? Как выстроить логистику и не допустить ошибок при таможенном оформлении? Как найти надежных партнеров и как правильно презентовать свою продукцию? На все эти вопросы мы способны дать исчерпывающие ответы.

3. Какие программы поддержки, предлагаемые центром, пользуются наибольшей популярностью, какие наиболее эффективны?

– В данный момент центром сделан основной упор на услуги, предполагающие удаленную совместную работу компаний края с потенциальными контрагентами. Очень действенными инструментами являются поиск зарубежного покупателя для местного производителя, размещение компаний на электронных торговых площадках, создание иноязычной версии сайта компании, проведение маркетинговых исследований и перевод деловых материалов на иностранный язык.

Преференции для обладателя товарного знака «Сделано на «Кубани»

– внеочередное рассмотрение заявки на получение услуг при соблюдении основных требований к получателям услуг;

– внесение данных о компании в Каталог экспортеров Кубани с пометкой «Сделано на Кубани».

С отменой всех карантинных мер центром будут возобновлены услуги по участию компаний в международных коллективных стендах, бизнес-миссиях, приемах иностранных закупочных делегаций, и уже проходят первые после выхода края из режима самоизоляции обучающие мероприятия по различным темам, связанным с ведением внешнеэкономической деятельности.

4. У каких направлений бизнеса, активного в регионе, сегодня больше перспектив на внешних рынках?

– Сейчас мы стараемся постепенно уйти от сырьевого экспорта к экспорту продуктов глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. У перерабатывающих предприятий Краснодарского края для этого есть большой потенциал. Продукция, которую они производят, конкурентоспособна и востребована на международных рынках. Кроме того, производители агропромышленного комплекса в Краснодарском крае имеют широкий спектр возможностей с точки зрения государственной поддержки, развития своего бизнеса и продвижения своей продукции на иностранные рынки.

У иностранных партнеров растет интерес к инновационной продукции, произведенной на Кубани. Производители электрического транспорта, систем солнечного освещения и медицинского оборудования активно налаживают внешнеэкономические связи.

Край экспортирует продукты питания, металлы, удобрения, продукцию лесопромышленного комплекса, химической отрасли и многое другое. Растет интерес у иностранных партнеров и к инновационной продукции, произведенной на Кубани. Производители электрического транспорта, систем солнечного освещения и медицинского оборудования активно принимают участие в наших мероприятиях и налаживают внешнеэкономические связи. В этом видятся большие перспективы.

5. Какие страны для экспорта выбирают кубанские предприниматели, от чего зависит экспортная стратегия?

– Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте Краснодарского края по итогам 2019 года являются Турция, Египет, Швейцария, Кипр, Бангладеш. И, конечно, главными иностранными покупателями остаются страны СНГ из-за высокого интереса к российской продукции, удобной логистики, минимального количества заградительных барьеров, наличия различных интеграционных соглашений, позволяющих упростить экспорт, и отсутствия языкового барьера.

6. Центр поддержки экспорта работает в крае уже девять лет. Как можно оценить динамику развития кубанского экспорта за это время?

– За годы работы по поддержке экспорта нашим центром накоплен большой опыт в данной области. Когда мы начинали свою деятельность в крае, количество экспортеров МСП было минимум в три раза меньше текущего уровня. Начиная с 2015 года, по данным Федеральной таможенной службы, мы видим стабильный рост числа экспортеров среди субъектов малого и среднего предпринимательства, в среднем по 30 в год. Динамика общего совокупного экспорта Краснодарского края также показывает ежегодный рост, однако в общем виде сильно зависит от цен на энергоносители при подсчетах в стоимостном выражении. В этой связи большую значимость приобретает анализ именно несырьевого неэнергетического экспорта по методике Российского экспортного центра. Так, за этот же период по статистике наблюдается ежегодный стабильный рост объемов несырьевого экспорта в среднем на 20 процентов каждый год. С 2015 года Краснодарский край поднялся с 17 на 7 место в рейтинге регионов России по объему несырьевого экспорта.

Начиная с 2015 года, по данным Федеральной таможенной службы, в Краснодарском крае фиксируется стабильный рост числа экспортеров среди субъектов малого и среднего предпринимательства – в среднем по 30 в год.

Количество получателей поддержки центра и объемы поддержанного экспорта также ежегодно растут. Если говорить о конкретных результатах работы центра, то стоит отметить, что за весь период деятельности данной поддержкой воспользовалось свыше 2000 субъектов малого и среднего предпринимательства. И если в первые годы число получателей поддержки не превышало и сотни компаний в год, то только за 2019 год Центр поддержки экспорта оказал адресную помощь 371 уникальной компании МСП (не считая информационно-консультационных мер поддержки), провел более 50 мероприятий.

7. Каковы планы центра в ближайшее время? Появятся ли новые программы поддержки бизнеса?

– Наша задача и задача государства в целом – увеличить объемы экспорта, как товаров, так и услуг, повысить их конкурентоспособность на мировом рынке. Уже сегодня мы поставили для себя определенные задачи по развитию экспорта, которые зафиксированы в трех региональных проектах («Экспорт услуг», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и «Экспорт продукции АПК») и с начала 2019 года начали свою реализацию.

Так, например, к 2024 году краю предстоит нарастить объемы экспорта продукции АПК до 3,8 миллиарда долларов за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры и системы продвижения и позиционирования продукции АПК. Также увеличатся и объемы экспорта услуг до 0,8 миллиарда долларов путем предоставления государственной поддержки и снятия административных барьеров. Особое внимание будет уделяться реализации комплекса мер для создания благоприятной регуляторной среды, снижения административной нагрузки и совершенствования механизмов стимулирования экспортной деятельности в Краснодарском крае.


Вы можете воспользоваться помощью Центра поддержки экспорта, если:

  • являетесь субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), зарегистрированным на территории Краснодарского края;

  • интересуетесь выходом (готовы поставлять товары, услуги) на международный рынок, то есть являетесь экспортно ориентированным предприятием.

Контакты: Краснодар, ул. Трамвайная, 2/6, ТЦ «Меркурий», офис 407. Тел.: 8 (861) 231-10-60, 231-10-90. E-mail: kuban.export@mail.ru