Что изменилось в потребительской сфере Краснодарского края за 5 лет
Потребительская сфера – одна из лидирующих отраслей экономики Краснодарского края. При этом она продолжает динамично развиваться
Набирают обороты
Как сообщил руководитель краевого департамента потребительской сферы Роман Куринный, за последние пять лет объем оптовой торговли возрос с 1,1 трлн. рублей (2015 год) до 1,8 трлн. рублей (2019 год). В сфере общественного питания тоже рост: оборот увеличился с 65,6 млрд. до 81,3 млрд. рублей. За период с 2015 года вырос и оборот розничной торговли – с 1,2 трлн. до 1,5 трлн. рублей, а общее количество объектов розничной торговли разных форматов увеличилось на 9 процентов. Всего на территории региона работает около 60 тыс. объектов розничной и оптовой торговли.
В целом оборот отраслей потребительской сферы за пять лет увеличился на 32 процента, вследствие чего на 24 процента выросли налоговые поступления. Если в 2015 году предприятия потребсферы направляли в бюджет края 31,6 млрд. рублей, то в 2019-м налоговые поступления возросли до 41,7 млрд. рублей.
Показывает значительный рост и объем инвестиций в основной капитал предприятий потребительской сферы. Здесь за пять лет департамент инициировал и подготовил к подписанию 20 протоколов о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций на общую сумму 23,43 млрд. рублей. Только в 2019 году в потребительской сфере Краснодарского края было реализовано 60 инвестиционных проектов, общая сумма инвестиций составила 13,36 млрд. рублей.
Рынок вам не базар
Одно из приоритетных направлений деятельности департамента – развитие рыночно-ярмарочной торговли. За пять лет количество ярмарок и рынков на территории края увеличилось на 65 процентов, сейчас на Кубани их более тысячи. На этих площадках предусмотрена 51 тыс. торговых мест.
В год на рынках и ярмарках реализуется продукции на сумму около 110 млрд. рублей. По объемам продаж на этих объектах торговли в 2019 году Кубань вышла на третье место среди субъектов России. Доля объема реализуемой продукции от общей суммы по стране составила 6,1 процента.
– С помощью этой развитой инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции на Кубани ежегодно реализуется порядка 870 тысяч тонн товаров. В среднем доля продажи на рынках и ярмарках в обороте розничной торговли региона составляет порядка 9 процентов. Хотим в ближайший период довести этот показатель до 15 процентов. Тогда в меньшей степени будем зависеть от крупных игроков, сетевых компаний, – подчеркнул Роман Куринный.
Чтобы создать комфортные условия для реализаторов и покупателей, по инициативе губернатора Кубани Вениамина Кондратьева рынки и ярмарки начали модернизировать. Работы проводят в рамках сотрудничества между хозяйствующими субъектами и департаментом потребительской сферы Кубани. Уже заключено 22 протокола с собственниками. Объем вложений оценивается более чем в 54 млн. рублей. Как заверил глава департамента, новые розничные комплексы будут соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, их оборудуют современной инженерной инфраструктурой и установят стандарты качества обслуживания.
В настоящее время на пяти объектах работы по благоустройству уже завершены. В планах – ремонт еще 17 рынков в райцентрах и других населенных пунктах Кубани. В ближайшее время начнется и долгожданная реконструкция Центрального рынка в краевом центре. Старейший рынок Кубани станет современным благоустроенным комплексом с собственной парковкой, предприятиями общепита, широкой сетью сервисных услуг.
Дворик для фермера
Ежегодно на Кубани увеличивается количество придорожных ярмарок и ярмарок выходного дня. В 2015 году их было 245, в 2020-м – уже 356.
– Объектов придорожной торговли с каждым годом становится все больше. С 2015 по 2019 год их количество увеличилось на 35 процентов, хотя мы не ставим это самоцелью. Работаем преимущественно над повышением уровня обслуживания посетителей, – сказал Роман Куринный.
Придорожные ярмарки оборудовали беседками для отдыха со столами и скамейками – количество таких благоустроенных мест, где могут отдохнуть автотуристы, за период с 2015 по 2019 год увеличилось почти в два раза. В 2018 году на объектах придорожной торговли появились терминалы для безналичной оплаты услуг. Все придорожные ярмарки приводятся к единому стандарту работы.
В 2019 году получили новый облик ярмарки выходного дня. На этих торговых площадях обновили палатки, баннеры, таблички, указатели, разместили QR-коды, при считывании которых покупатель может получить всю информацию о производителях.
По инициативе губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева в крае внедрили такой формат торговли, как фермерский дворик. Жителям края бесплатно предоставляются торговые места для реализации плодовоовощной продукции. В регионе работают уже 76 таких объектов.
– Будем и дальше развивать это направление. Фермерские дворики станут серьезной альтернативой несанкционированной торговле. Люди показали места, которые востребованы для торговли, наша задача – обустроить их, создать комфортные, цивилизованные условия для реализации продукции, помочь сделать бизнес легальным, – сказал Роман Куринный.
Сервис у дороги
На Кубани конструктивно меняется подход к развитию придорожного сервиса. Это тоже задача губернатора Вениамина Кондратьева. Он подчеркнул, что курорт для туристов начинается с момента пересечения границы Краснодарского края – люди должны сразу понимать, что находятся на Кубани.
В 2020 году был разработан брендбук придорожных ярмарок, которые согласно новой концепции будут выполнены в экодизайне. Перевоплощение будут осуществлять поэтапно на протяжении нескольких лет.
– Придорожные ярмарки Кубани – визитная карточка нашего региона, которая должна соответствовать современным тенденциям. Развивая торговлю, мы создаем комфортную потребительскую среду, что в итоге скажется на увеличении покупательского трафика, – отметил руководитель краевого департамента потребсферы Роман Куринный.
В регионе также утвердили схему размещения многофункциональных комплексов сервиса (МФКС) вдоль автодорог. В нее вошли 10 уже работающих комплексов, в том числе два на подъезде к Крымскому мосту, и 27 мест для потенциального развития новых МФКС. Они будут включать в себя АЗС, станции техобслуживания, парковки, гостиницы, магазины.
– На смену хаотичной застройке кафе и заправок должна прийти система, четко продуманная с точки зрения безопасности, доступности, экономики и соответствующая запросам туристов. Нам необходимы многофункциональные комплексы по всему региону в предусмотренных местах, где люди смогут поесть, отдохнуть, переночевать, отремонтировать машину, – подчеркнул Роман Куринный.
Активная работа по созданию сети МФКС продолжается. Схему направили в администрации муниципальных образований. Властям муниципалитетов, где появятся придорожные центры, поручено внести изменения в генпланы населенных пунктов, правила землепользования и застройки. На эти цели будут привлечены как бюджетные средства, так и деньги инвесторов.
Сделано на совесть
За последние годы также проделана огромная работа по повышению качества и популяризации продукции, произведенной на территории Краснодарского края. Первым шагом по защите интересов региона как производителя качественных и экологически чистых продуктов стало создание бренда «Сделано на Кубани».
В 2018 году стартовал краевой конкурс в области качества. За два с половиной года провели уже пять конкурсных испытаний, и сейчас знаком обладают 711 товаров от 205 производителей, чья продукция отвечает высочайшим требованиям качества и безопасности. Победители конкурса имеют право использовать знак «Сделано на Кубани» в рекламных целях в течение двух лет со дня получения диплома лауреата конкурса.
С момента старта конкурса количество желающих получить знак увеличилось в 2,5 раза.
– Знак «Сделано на Кубани» нельзя купить, его можно только заслужить. Это в первую очередь доверие к нашему производителю. Обладатели знака имеют немалые привилегии в плане господдержки и налоговых преференций, чтобы они смогли максимально вложиться в развитие собственного производства, – отметил Роман Куринный.
В 2020 году знак качества будет продвигаться на рынках других регионов, в частности в Москве. Кроме того, в 2020 году планируется представить продукцию победителей конкурса на 18 выставках международного, федерального и краевого уровней.
География на этикетке
Как сообщил руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Роман Куринный, на Кубани продолжается активное продвижение региональных брендов. Чтобы запатентовать свои уникальные продукты и получить наименование места происхождения товара (НМПТ), производителю надо пройти немало инстанций. Помогают в этом специалисты департамента потребительской сферы, начиная от сбора документов, заканчивая консультациями и подготовкой пакета документов для направления в Роспатент.
– Региональные товары – важный инструмент экономического развития регионов. Широкое использование географического указания способствует повышению известности и привлекательности территории, росту инвестиций, развитию туризма и появлению новых рабочих мест, – подчеркнул Роман Куринный.
Роспатент уже зарегистрировал на территории Краснодарского края 12 географических наименований. Это вина «Абрау-Дюрсо», «Краснодарский чай», «Кубанское подсолнечное масло», минеральная вода «Горячий Ключ», «Лабинская» и др. Из них два НМПТ – «Кубанские яблоки» и ранний «Кубанский картофель» – зарегистрированы при поддержке департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края. Правообладателем географического наименования «Кубанские яблоки» стало садоводческое предприятие Гулькевичского района «Гамма Плюс», которое выращивает яблоки на площади 25 га. «Кубанский картофель» выращивает индивидуальный предприниматель Сергей Тронь из Калининского района, который отмечен благодарностями министра сельского хозяйства России и главы администрации Краснодарского края.
Сейчас продолжается работа по регистрации бренда «Кубанский рис».
Контрафакт не пройдет
Роман Куринный рассказал о работе ведомства по борьбе с незаконным оборотом алкоголя.
Департамент потребительской сферы ведет борьбу со сбытом контрафакта с начала 2016 года. Легализация рынка алкоголя – одно из первых и фундаментальных поручений губернатора, и здесь удалось добиться значимых результатов.
За период с 2016 по 2019 год количество нарушений в сфере декларирования алкогольной продукции снизилось на 30 процентов. При этом количество внеплановых проверок на соответствие лицензионным требованиям возросло более чем на 78 процентов. За время проведения таких инспекций охват объектов потребсферы увеличился с 1 тыс. до 7 тыс. в год.
За три года краевой департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя изъял из нелегального оборота более 65 тыс. литров спиртного. Сумма наложенных штрафов за выявленные нарушения превысила 217 млн. рублей.
– Если в 2016 году доля нелицензированного спиртного в общем объеме изъятого составляла 87 процентов, то в 2019 году этот показатель упал до 63,7 процента, – сообщил Роман Куринный. – Этого удалось достичь в том числе благодаря контролю за соблюдением лицензионных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции, который осуществляет департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края.
О том, что все больше участников рынка, и не только алкогольной продукции, вовлекается в законный бизнес, говорит и такой факт. Карантинные меры в связи с пандемией сказались на объемах продаж в розничной и оптовой торговле, на предприятиях общественного питания. За полгода 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи упали. Однако при этом зафиксирован рост налоговых поступлений. А значит, бизнес все больше выходит из тени.