Экономика

Логистика, переработка, экспорт. В каких направлениях развивается крупный бизнес на Таманском полуострове

Фото: Юрий Ходзицкий

На российском побережье Азово-Черноморского бассейна успешно развиваются производители, нацеленные на выход и закрепление на нов

Краевой департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства организовал пресс-тур для журналистов на такие объекты в Темрюкский район.

Применяя передовые технологии

Первый на пути следования пресс-тура – порт Тамань, где реализуется комплексная инвестиционная программа по созданию новых терминальных и производственных мощностей. В самую западную точку России, на Таманский полуостров, компания-инвестор пришла неслучайно. Россия остро нуждается в расширении возможностей для перевозки грузов, в том числе для экспорта. Все имеющиеся на юге страны морские порты ограничены застройкой. У порта Тамань, в отличие от других, есть все возможности для наращивания мощностей.

В 2012 году на Таманском полуострове были введены в эксплуатацию нефтяной терминал и терминал по перевалке сжиженного газа. Параллельно велось строительство терминалов по перевалке навалочных грузов.

– Сегодня в составе портово-индустриального кластера ОТЭКО успешно работают и развиваются три терминальных комплекса: нефтепродуктовый, по перевалке сжиженных углеводородных газов и навалочный, – рассказал генеральный директор проектного института Евгений Бугаев. – Также мы приступили к проектированию высокотехнологичных, наукоемких химических производств. До конца 2020 года будет запущен комплекс по перевалке серы, а в следующем году – минеральных удобрений.

При строительстве перегрузочных комплексов и мощной сопутствующей инфраструктуры применяются самые современные передовые технологии.

Охране окружающей среды – пристальное внимание

Важно отметить, что все объекты здесь строятся по принципу дальнейшего наращивания мощностей, резервы изначально закладываются в проекты. В данное время идет второй этап строительства Таманского терминала навалочных грузов. Сегодня действуют четыре склада общим объемом 1,5 млн тонн единовременного хранения угля. Два таких же склада строятся. Проектной мощности – 60 млн тонн в год – терминал достигнет к концу будущего года. Но уже сегодня терминал способен перегружать ежемесячно 3 млн тонн этого сырья.

К концу 2021 года мощность перевалки составит 5 млн тонн в месяц. Эти мощности для России уникальны, как и техника, которая используется при выгрузке. Это два вагоноопрокидывателя, которые за три минуты переворачивают шесть вагонов с углем. Далее уголь автоматически подается к месту погрузки на конвейерах мощностью 4,5 тонны в час по подземным галереям, установленным на глубине около 20 м.

Серьезное внимание здесь уделяется охране окружающей среды и минимизации воздействия на природу. Точки выгрузки, все складские площадки расположены в 4,5 км от ближайшего населенного пункта и как минимум в 1 км от акватории моря. На каждом терминале применяется комплекс технических мер и оборудования, обеспечивающих высокий уровень экологической безопасности. Это системы автоматического отсекания задвижек, заграждения на причалах, закрытые конвейерные линии, склады, расположенные на значительном удалении – от 1 км и более – от берега моря, и многие другие. Меры повлекли большие вложения, но теперь это предприятие практически безупречно с точки зрения экологии.

Например, по периметру навалочного терминала установлен защитный экран высотой около 25 м. Он сделан из полимерной сетки, которая снижает скорость ветра внутри склада на 75 процентов. Пыль, попадая в сетку, не налипает, а опадает вниз, эффективность пылеподавления доходит до 96 процентов. На всем технологическом цикле от складов до причала груз закрыт. Кроме того, для подавления пыли используются 72 пушки орошения, система сухого тумана, машины вакуумной уборки и многое другое.

Самые крупные в России резервуары

Терминалы хранения нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов (СУГ) представляют собой прямо фантастическое зрелище. Огромные металлические емкости для нефти и газа поразили размером и формами. Вдалеке видны строящиеся склады для хранения серы и минеральных удобрений. Эти закрытые сооружения способны вместить до 300 тыс. тонн груза каждое. Это самые крупные в мире складские мощности по хранению данных продуктов.

– Перегрузочный терминал сжиженных углеводородных газов – это парк из 48 резервуаров с объемом единовременного хранения 28,8 тысячи кубических метров, – рассказал исполнительный директор предприятия Владимир Пестряков. – Кроме того, мы установили еще шесть новых, самых крупных в нашей стране, шаровых резервуаров для хранения СУГ объемом по 5 тысяч кубических метров каждый. Ввод их в действие позволит вдвое увеличить объем временно хранимого продукта.

Сегодня на газовом терминале хранятся и отправляются на экспорт на судах пять видов конечной продукции российских заводов. В текущем году к ним добавится шестой вид продукта – метанол. Слив газа происходит на сливных эстакадах, рассчитанных на одновременную разгрузку 72 вагонов.

Примечательно, что предприятие работает с 13 различными видами нефтепродуктов: бензин, дизельное топливо, мазуты разных марок, нафта и другие. Для их хранения установлен 31 резервуар, каждый вмещает от 20 до 40 тыс. куб. м продукта. А общая емкость хранения – более 1 млн куб. м.

В цехе насосной погрузки нефтепродуктов увидели, как огромные насосы перекачивают продукт на танкер. Одновременно здесь можно грузить по два вида нефтепродуктов на два танкера с производительностью до 8 тыс. куб. м в час на каждое судно, а также два вида СУГ на два танкера-газовоза с производительностью до 900 куб. м в час. Предприятие никогда не нарушает лимит погрузки судна – 36 часов с учетом оформления таможенной документации.

В планах – новые проекты

На берегу Черного моря не менее захватывающая картина. На масштабном гидротехническом сооружении, подходной транспортной эстакаде терминала навалочных грузов размещены закрытые конвейерные галереи, мощные судопогрузочные машины на четырех универсальных причалах для кораблей.

– В конце 2020 года суммарная мощность судопогрузочных машин, работающих по перевалке угля, будет увеличена до 27,5 тысячи тонн в час, с обработкой пяти судов одновременно, – сказал Евгений Бугаев. – На полное развитие до конца 2021 года суммарная мощность судопогрузочных машин составит 46 тысяч тонн в час. Это девять полных железнодорожных составов с углем, с возможностью обработки одновременно до восьми судов различного дедвейта.

В планах еще много проектов. Это строительство терминала по перевалке крупногабаритных грузов, закрытого причала для отправки СУГ, наукоемкого химического и высокотехнологичного агропромышленного кластеров, контейнерного терминала и другие. При реализации всех проектов потребуется большое количество высококвалифицированных кадров. Поэтому намечено строительство жилого микрорайона на 15 тыс. человек. Сотрудники смогут жить вместе с семьями недалеко от места работы.

Новый фасовочно-складской комплекс

Следующее предприятие в рамках пресс-тура – завод переработки маслосемян. Завод занимается переработкой масличных культур и выпуском растительных масел. В данное время здесь завершается инвестиционный проект по расширению мощностей.

– Завод запущен в 2015 году, – рассказал директор производственного дивизиона Сергей Меженский. – Мы перерабатываем 600 тонн сырья в сутки. Часть подсолнечного масла идет на экспорт, часть используем на своем производстве в рецептуре приготовления пищевых ингредиентов.

Запущенная в 2008 году производственная площадка компании в морском порту Тамань – один из самых современных заводов по производству пищевых ингредиентов в Восточной Европе. Логистическое преимущество завода – собственный глубоководный морской терминал, способный принимать суда дедвейтом до 55 тыс. тонн и работающий круглый год. Мы постоянно ищем новые, отвечающие современным тенденциям рынка направления развития. Одно из них – проект по автоматизации процессов.

Компания завершила строительство роботизированного фасовочно-складского комплекса. Это один из самых современных комплексов не только на юге России, но и в целом по стране. В проект было инвестировано около 1,8 млрд рублей.

– Его работу контролируют только оператор и дежурный персонал, – отметил Сергей Меженский. – Вся погрузка, от маслобакового хозяйства до цеха фасовки, управляется автоматически. Производительность нового цеха – 1100 тонн продукции в сутки, мощности склада – 700 тонн в час.

Новый комплекс увеличил складские мощности завода в три раза, годовой объем выпуска продукции вырос на 370 тыс. тонн. Это уникальный проект для Краснодарского края с точки зрения логистических решений и экосистемы.

Наращивая объемы экспорта

Таманский морской терминал – важный логистический канал по поставке российских масел на экспорт.

– В ближайшие годы мы планируем нарастить объемы экспортных грузов, – сказал Сергей Меженский. – Наиболее перспективные для нас направления – страны ЕЭС, Турция, Арабские Эмираты, Кипр, Египет. Отдельно отмечу Индию и Китай, где спрос на растительное масло стабильно высок.

Фото: Юрий Ходзицкий

Всего за 2019 год через порт Тамань было перевалено 3,8 млн тонн грузов. Это способствует наращиванию экспортного потенциала страны, приносит дополнительные возможности отечественным производителям.

Среди таманцев инвестор известен благодаря своему социально-ориентированному подходу к ведению бизнеса. Компания приобретает оборудование и технику для больниц, школ и детских садов. Активно участвует в создании и работе волонтерского движения и делает еще много того, на чем основывается социальная стабильность в обществе.

Одобрены в краевой администрации

– Предприятия, на которых мы сегодня побывали, реализуют в регионе одни из самых крупных инвестпроектов, – прокомментировала заместитель руководителя департамента инвестиционной политики края Анастасия Шишмарева. – Это те инвесторы, которые вносят значительный экономический вклад в развитие Кубани. Реализация таких проектов имеет большой эффект как для региона, так и на государственном уровне. Благодаря таким предприятиям регион может рассчитывать на выполнение показателей нацпроекта «Развитие экспорта». В нашем крае создана система государственной поддержки таких проектов. Компании, на предприятиях которых мы сегодня побывали, включены в краевой реестр стратегических объектов. Их проекты одобрены в администрации края.

Предприятия пользуются налоговыми льготами, им оказываются различные формы содействия по административному ускорению решения вопросов, связанных с оформлением исходно-разрешительной документации.

– В интересах региона – максимально быстро помочь инвестору освоить средства и выйти на проектную мощность производства, – отметила Анастасия Шишмарева. – Компании, которые мы сегодня посетили, в общей сложности дали региону более 10 тысяч рабочих мест. В перспективе до 2030 года эта цифра вырастет до 20 тысяч. Также предприятия перечисляют ежегодно сотни миллионов рублей налогов в бюджеты различных уровней. Это огромный вклад в общую корзину региона.