Что такое НОЦ и какой будет его роль в экономическом развитии Кубани
Знания и передовые технологии станут ключом к повышению качества жизни россиян. Один из инструментов достижения этой цели – науч
О том, какую роль созданный на Кубани научно-образовательный центр должен сыграть в развитии региональной науки и экономики, – наш разговор с директором унитарной некоммерческой организации «Кубанский научный фонд», которой поручено выступить модератором в создании НОЦ на Кубани, Виктором Анисимовым.
– Виктор Владимирович, что такое кубанский научно-образовательный центр и для чего он создавался?
– Это общественная организация без образования юридического лица. Всех ее членов объединяет только соглашение о сотрудничестве. Вступая в НОЦ, вузы, научно-исследовательские центры и представители бизнеса соглашаются в будущем выполнять какие-то совместные проекты, направленные на развитие экономики края. Представители власти выступают при этом гарантом и делают сотрудничество менее рискованным. Конечной целью является развитие наукоемкого производства и уверенный выход наших кубанских товаров на зарубежные рынки.
– Неужели до сих пор бизнес и ученые не нашли способов взаимовыгодного сотрудничества? Зачем для этого нужна дополнительная структура в виде НОЦ?
– Задача вузов и НИИ – в первую очередь растить научные кадры, и их исследования не всегда носят прикладной характер. Фундаментальная наука чаще всего не имеет прямого отношения к практике, исследования ведутся, потому что какому-то ученому вдруг стало интересно чем-то заниматься. Насколько это необходимо краю, стране и миру в целом – таким вопросом ученый не задается. Так было долгие годы, наука жила отдельно от производства, исключение составляли разве что заказы от государства в военной и космической отраслях.
Да и производства в большинстве своем работают без привлечения науки: есть своя ниша, товар продается, и этого достаточно, чтобы жить. Но, если речь идет о развитии, мы понимаем, что у любого производства есть точка насыщения, после которой развития уже не происходит. Более того, начинается стагнация и деградация, а потом и закрытие.
Но, даже когда бизнес и наука пытаются взаимодействовать, возникает немало проблем: например, предприятие ставит задачу научному коллективу, платит за это, но научную разработку потом в собственность получить не может. Юридически интеллектуальный продукт принадлежит вузу, который не готов отдать предприятию свои изобретения. Речь может идти только о лицензионном соглашении. То есть патент будет находиться в научной организации, а временное пользование этим патентом передается организации, которая заплатила. Нужно ли это бизнесу? Большой вопрос.
– Как же эту проблему решают научно-образовательные центры?
– Вот для того, чтобы контакт науки и бизнеса стал выгодным с обеих сторон, в нем и участвуют краевые органы власти. Мы охвачены единым соглашением, где наука, бизнес и региональные органы исполнительной власти договариваются о сотрудничестве. Наука занимается разработкой наукоемких технологий, бизнес подхватывает их реализацию на предприятиях, а органы власти берут на себя некоторые риски. Предприятия, которые входят в этот «закрытый клуб», получают преференции, льготы и компенсации от края. И это становится им выгодно. К тому же на базе НОЦ создается инфраструктура, которая будет доводить продукт до мировых стандартов, а это еще и сертификация, сопровождение продукта при выходе на рынок. То есть предприятие не тратит на это время и не создает дополнительные структуры, что позволяет работать более эффективно и не тратить лишние средства.
– Если мы говорим о НОЦ как о «закрытом клубе», какие существуют критерии отбора для вступления в него?
– На сегодняшний день членами центра являются 12 вузов и научных организаций и около 40 предприятий. Мы набирали самых сильных игроков на этом поле. Вузы с серьезной научной базой и наличием таких проектов, которые уже готовы к реализации и внедрению. Предприятия, которые занимаются внедрением у себя новых научных разработок, к тому же прочно стоящие на ногах, не имеющие долгов, судебных разбирательств, готовые развивать зеленые технологии.
– Представители бизнеса и науки в перспективность новой формы сотрудничества поверили сразу или у кого-то были сомнения?
– Сомнения есть всегда, но прогресс с этого и начинается. С опасения, с оглядки – надо ли это нам, или подождать, пока все заработает. Но надо отдать должное нашим научным организациям, они самоотверженно вступают в НОЦ и готовы включаться в эту работу даже без финансирования, видя перспективы своего развития.
– Кстати, если говорить о финансировании проекта, кто сейчас берет его на себя?
– В данный момент это проект краевых властей, и финансируется он за счет краевого бюджета. Но если мы пройдем отбор и станем центром мирового уровня, как это произошло с НОЦ в 10 регионах России, то финансирование будет вестись и из федерального бюджета.
– Наверняка вы интересовались работой коллег из других регионов, где НОЦ работает несколько лет. Каких результатов им удалось добиться?
– Действительно, в этом году наши коллеги уже рассказывали о своих первых успехах. Некоторые научно-образовательные центры показывают достаточно эффективное развитие экономики региона по валовым показателям. То есть виден скачок по продукту, который производят участники НОЦ. Рывок в экономическом развитии региона – это и есть основной критерий успешности, к которому мы должны прийти.
– Можем ли мы рассказать о каких-то планах кубанского центра на ближайшее время?
– Конечно. Мы уже соединяем индустриальных партнеров с нашими вузами. Например, Кубанский государственный университет внедряет технологию очистки кислотных стоков на Абинском металлургическом заводе. Монтаж первой опытной установки на территории предприятия запланирован в ближайшие дни. На фестивале «От винта!» этим проектом заинтересовался министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Он попросил помочь в тиражировании этой установки. Министерство обещало помочь в создании на территории края технологической площадки, на которой будут изготавливаться эти установки. Ждем финансирования, и можно начинать работу.
Также ведущие НИИ края занимались и занимаются селекцией новых сортов различных культур: риса, пшеницы, подсолнечника, винограда. По всем направлениям ведется разработка как эндемичных сортов, которые будут ассимилированы на территории края, так и сортов, которые будут хорошо расти в других регионах, в том числе и зарубежных. У нас создан достаточно большой генофонд таких продуктов, и мы готовы транслировать их за рубеж. Более того, мы делаем продукты экологически чистыми, у нас есть способы выращивания без пестицидов. Это очень популярный сейчас во всем мире тренд, даже многие банки поддерживают зеленые технологии и дают льготные кредиты предприятиям, которые развиваются по этому принципу. Стимулирование развития зеленой экономики также одна из задач работы нашего центра.
– Будет ли в дальнейшем расширяться список участников вашего объединения? И что надо сделать, чтобы вступить в НОЦ?
– Безусловно, мы будем рады всем организациям, которые придут с новыми идеями. Чтобы ступить в договорные отношения с участниками научно-образовательного центра, необходимо написать открытое письмо на мое имя, в Кубанский научный фонд, и сообщить, что готовы сотрудничать. Мы рассмотрим, с чем компания или вуз заходит в НОЦ, и на заседании управляющего совета будет принято решение о вступлении.