Технический дефолт: эксперты рассказали, что это такое и почему не стоит волноваться
Кубанские экономисты разъяснили, так ли страшен сегодня для России технический дефолт, как его рисуют на Западе, и возможно ли в
Запад предпринимает новые санкционные шаги, чтобы перекрыть кислород российской финансовой системе. Накануне западные страны запретили использовать замороженные российские золото-валютные резервы для оплаты обязательств перед внешними кредиторами.
– Цель заключается в том, чтобы заставить Россию сделать выбор. У РФ нет неограниченных ресурсов, особенно сейчас, учитывая калечащие санкции. Им придется выбирать между тем, чтобы истощить оставшиеся ценные долларовые резервы или объявить дефолт, – заявила пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
Таким образом, Запад постарался создать предпосылки для искусственно навязанного нашей стране дефолта – технического.
– Дефолт – это невозможность должника выполнить свои обязательства по выплате как основной заемной суммы, так и процентов по ней. Дефолт государства возникает, если оно не может вовремя погашать долг перед внутренними или внешними кредиторами. При этом необходимо отличать дефолт как таковой от так называемого технического дефолта. Последний может возникнуть тогда, когда государство не может рассчитываться по долговым обязательствам из-за того, что заблокированы его платежи, – прокомментировал ситуацию «КН» финансовый аналитик, региональный директор по Южному федеральному округу корпорации «Финам» Дмитрий Виноградов.
Напомним, что 17 августа 1998 года Россия уже переживала дефолт. Но тогда была совершенно иная картина: ему предшествовали гиперинфляция, дефицит бюджета и деноминация рубля. Для пополнения бюджета правительство выпускало государственные краткосрочные облигации, которые шли на погашение займов. Фактически обслуживание долгов происходило по принципу пирамиды, что запустило процесс банкротства банков и в итоге привело к потере денег населением, так как банки не смогли расплачиваться по вкладам.
– В отличие от 1998 года, деньги на погашение долга у государства сегодня есть. Нет возможности именно в данный момент проводить платежи в валюте. Поэтому в случае технического дефолта ситуация не окажется столь критичной для жителей нашей страны, как это было 17 августа 1998 года. То есть ситуации, когда при объявлении дефолта шло давление на рубль и тот начинал девальвировать, не будет, – отметил Дмитрий Виноградов.
Об этом же в интервью «Известиям» заявил и министр финансов России Антон Силуанов:
– Рубль сначала обесценился после введения санкций, но сейчас мы видим, что платежный баланс изменился, он стал гораздо крепче. Это связано с тем, что поступления по экспорту практически сохранились, а по импорту резко уменьшились в связи с логистическими ограничениями или ограничениями, которые ввели западные страны на определенные виды импорта. Мы еще и ограничили капитальный счет операций, а вывод инвестиций из страны практически заморожен. В связи с этим мы видим, что пошло укрепление курса рубля. Сегодня курс вернулся на свои прежние позиции, и это существенно отличает ситуацию от той, что была в 1998 году, когда курс взлетел и держался на тех же высоких уровнях.
Также Россия даже в санкционных условиях, в которые поставил ее Запад, уже предприняла шаги, чтобы избежать технического дефолта. Минфин впервые исполнил обязательства по двум выпускам суверенных еврооблигаций на 649,2 млн долларов в рублях.
Общий объем государственного долга России сегодня составляет около 21 трлн рублей. Около 4,5–4,7 трлн из них – это внешние обязательства. То есть на последние приходится около 20 процентов долга.
– Мы перевели рублевые средства на специально открытый счет в российском депозитарии в рублевом эквиваленте. Имеют ли иностранные держатели нашего долга доступ к этим деньгам? Имеют. Смогут ли они конвертировать рублевые средства в иностранную валюту? Смогут, но наша позиция – это может быть сделано после того, как будет обеспечена разморозка валютных счетов России. Если ведется экономическая и финансовая война против нашей страны, мы вынуждены реагировать, тем не менее, выполняя все свои обязательства. Если нам не дают это сделать в валюте, мы делаем это в рублях, – отметил Антон Силуанов.
Он заявил о готовности России обращаться в суды, если страны Запада объявят ей дефолт из-за якобы невыполнения обязательств по еврооблигациям.
– Мы будем предъявлять в суде наши платежки, подтверждающие наши старания заплатить как в валюте, так и в рублях, – сказал Антон Силуанов.
– Минфин готов платить и в валюте евробондов, но не может из-за санкционных ограничений. Решение сейчас на стороне иностранных властей и инвесторов – заявлять, что это дефолт или нет. При этом выплату в рублях по евробондам России можно признать дефолтом только формально, так как в условиях, в которые поставили Россию, фактически обязательства продолжают исполняться, – отметил Сергей Огурцов.