Экономика

Кубанское на полках и в витринах: какие товары продают и покупают в Краснодарском крае

Фото: Михаил Ступин

Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание населения – динамично развивающиеся отрасли кубанской экономики. За семь месяцев 2023 года в консолидированный бюджет региона по этим сферам поступило 37,6 млрд рублей налогов – на 3,9 млрд больше, чем за такой же период в 2022 году.

Растем на миллиарды

Потребительский рынок в Краснодарском крае с каждым годом набирает обороты. И это логично и закономерно – с развитием общества растут и запросы на разные виды товаров и современных услуг. А в условиях последних полутора лет, когда российские регионы в полной мере испытали на себе беспрецедентное санкционное давление, торговые сети, кафе, рестораны, парикмахерские и салоны красоты делают ставку на импортозамещение. В Краснодарском крае этот процесс проходит успешно, о чем наглядно говорит статистика.

Оборот предприятий потребительской сферы Краснодарского края за январь – июнь 2023 года составил 2640,2 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,2 процента. Все отрасли показывают положительную динамику. Так, оборот оптовой торговли составил 1469,5 млрд рублей с ростом на 16,3 процента, розничной – 1062,9 млрд рублей, увеличившись на 5,6 процента. В общественном питании показатели выросли на 7,1 процента – до 48,7 млрд рублей. А объем бытовых услуг достиг 59,1 млрд рублей с ростом на 7,6 процента.

При этом налоговые отчисления в краевой бюджет от сферы потребрынка увеличились за семь месяцев 2023 года по сравнению с таким же прошлогодним отрезком на 11,6 процента – до 37,6 млрд рублей.

От ретейлеров до ярмарок

Основу потребительской сферы Краснодарского края составляют оптовая и розничная торговля. В регионе работают крупные сетевые компании и торговые центры. За последние пять лет доля кубанских продуктов – хлебобулочных изделий, молока, фруктов и овощей – на полках сетевых магазинов достигла 80 процентов. Часть товаров в торговых точках отмечена знаком качества «Сделано на Кубани».

Сегодня в Краснодарском крае власти и бизнес совместно работают над расширением ассортимента местной продукции во всех категориях, планируя полностью закрыть потребности покупателей региона по основным видам продовольствия.

К примеру, крупный российский ретейлер с 2016 года развивает формат сотрудничества с отечественными производителями сельскохозяйственных товаров. Руководство компании поставило цель планомерно увеличивать долю поставок яблок от локальных садоводов. Ретейлер уже сотрудничает с более чем 40 поставщиками, больше всего – из Краснодарского края. Специалисты розничной сети регулярно посещают хозяйства на Кубани и в других регионах страны, формируют планы на будущий сезон, контролируют цепочку поставок фруктов от сада до полок в магазинах. Отмечается, что ассортимент яблок в розничной сети насчитывает до 25 позиций и на данный момент более 70 процентов от общих поставок яблок приходится на отечественных фермеров. Ретейлер заинтересован в сотрудничестве с новыми производителями из Краснодарского края.

Большой популярностью у кубанцев и туристов, которые приезжают на отдых в Краснодарский край, пользуются сезонные и круглогодичные ярмарки. На них можно приобрести свежую, экологически чистую и качественную фермерскую продукцию. В этом году на Кубани работает более 700 ярмарочных площадок на 50 тыс. торговых мест. Приоритет отдают ЛПХ и КФХ. На таких ярмарках можно найти все: от борщевого набора или ингредиентов для летней вегетарианской окрошки до круп, меда, орехов, мясных и рыбных деликатесов.

Также в Краснодарском крае организовали придорожные ярмарки и точки сервиса. При этом на смену традиционным кафе, магазинам и автозаправочным станциям у трассы с минимальным набором услуг сегодня приходят многофункциональные комплексы. В крае открыли уже 10 таких объектов. В них расположены заправки, пункты питания и торговли, гостиницы, детские площадки, ярмарки местных товаров и сувенирные магазины.

Общепит также приветствует продукцию местных производителей, расширяя меню с использованием кубанских продуктов, соков, минеральной воды и благородных напитков из винограда. Парикмахерские, спа-центры переходят на использование косметики и средств для ухода за лицом и телом от кубанских фабрик. К примеру, для процедур красоты и массажа применяют кремы и масла от производителей из Краснодара, Анапы, Сочи и Геленджика.

Онлайн-покупки на пике

Пандемия внесла свои коррективы во все отрасли экономики, в том числе в торговлю. Еще во времена коронавируса стали набирать обороты маркетплейсы. Сегодня этот вид реализации товаров не утратил популярности.

В 2022 году Краснодарский край вошел в пятерку российских регионов – лидеров по обороту интернет-торговли. Ее объем по сравнению с 2021 годом вырос на 17 процентов и составил 70 млрд рублей. С таким показателем Краснодарский край уступает только Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. В топ востребованной на маркетплейсах продукции входят электроника и бытовая техника, мебель и товары для дома, одежда и обувь, продукты питания и товары для красоты и здоровья. Также заметно увеличился спрос на ювелирные изделия, часы, а также на инструменты и садовую технику – более чем в три раза.

Бережливая реализация

Представители потребительской сферы Краснодарского края охотно вступают в национальный проект «Производительность труда» и внедряют бережливые технологии. В нем могут принимать участие предприятия торговли. Это позволяет бизнесу увеличивать рентабельность, сокращать потери и развивать конкурентоспособность. Первый такой кубанский представитель вошел в национальный проект в 2021 году. С тех пор к «Производительности труда» присоединяются все новые и новые предприятия торговли.

К примеру, инструменты бережливости с июня этого года внедряет крупная региональная сеть магазинов. Компании помогают эксперты Регионального центра компетенций. Разрабатывать и адаптировать улучшения будут в течение полугода. Далее подходы по повышению производительности труда планируют тиражировать во все производственные процессы сети магазинов.

А кубанское торговое предприятие, которое является крупным поставщиком цельномолочной продукции и мороженого, уже достигло эффекта от внедрения бережливых технологий. Для оптимизации работы здесь выбрали склад цельномолочной продукции. Специалисты Регионального центра компетенций внедрили сборку заказов с помощью зонного параллельного отбора. Это деление товара по камерам, при этом каждый кладовщик собирает свою часть заказа. Также определили места размещения товаров в алфавитном порядке. В результате выработка в компании выросла вдвое.

Напомним, чтобы вступить в национальный проект «Производительность труда», выручка предприятий торговли должна составлять от 400 млн в год, а доля иностранного капитала не должна превышать 50 процентов.

Рабочие места для региона

Потребительская сфера Кубани работает на социальное благополучие региона не только в части продовольственной безопасности. Она помогает решать вопрос трудоустройства. В торговле, бытовом обслуживании и общепите Краснодарского края сегодня работает каждый пятый житель Кубани трудоспособного возраста.

При этом в потребсфере задействованы не только специалисты предприятий, но и самозанятые. Больше всего таких людей в сфере бытовых услуг. Они пекут торты, чинят обувь и одежду, делают и продают украшения, стригут на дому.

Сегодня самозанятым доступны преференции по аренде помещений, льготные займы и кредиты краевых фондов, бесплатные рабочие места в коворкингах, помощь в реализации товаров и услуг. Так, в Фонде микрофинансирования Краснодарского края действует специальный микрозаем «Самозанятый». Его предоставляют в сумме от 100 тыс. до 500 тыс. рублей на срок от 3 до 36 месяцев с процентной ставкой от 1 до 3 процентов годовых. Также самозанятые могут принять участие в «Школе молодого предпринимателя. Бизнес молодых» или пройти обучающие и акселерационные программы в Фонде развития инноваций.

Добавим, что в краевом департаменте потребительской сферы работает горячая линия 8 (938) 501-45-45, где можно проконсультироваться по вопросам, касающимся отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.