Это все мое, родное: предприятия Приморско-Ахтарского района держат курс на импортозамещение
Промышленность муниципалитета развивается благодаря широкому спектру господдержки.
Бизнес с опорой на государство
Промышленность, наряду с агропромышленными комплексом и потребительской сферой, является одной из ключевых отраслей экономики Приморско-Ахтарского района. Малые и средние предприятия, которые составляют основу отрасли, успешно развиваются, создают дополнительные рабочие места, насыщают рынок разнообразными товарами. Бизнес постоянно подтверждает свою значимость для экономики района, его социальной стабильности и развития. Такая устойчивость стала возможна благодаря широкому спектру господдержки.
– Предприниматели района получают доступные кредиты и займы, а также своевременную и качественную информационно-консультационную поддержку, – рассказал заместитель главы Приморско-Ахтарского района, начальник управления экономики и инвестиций Евгений Локотченко. – Так, в 2023 году услугами Фонда микрофинансирования Краснодарского края воспользовались 17 субъектов малого и среднего предпринимательства. Предприниматели получили более 47 миллионов рублей государственных займов. В январе текущего года уже 2 субъекта опять обратились в фонд. Кроме того, 10 хозяйствующих субъектов воспользовались гарантийной поддержкой Фонда развития бизнеса, учредителем которого также является администрация Краснодарского края в лице департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности региона. Общая сумма поручительства составила более 62 миллионов рублей. Муниципальный центр поддержки предпринимательства ежегодно на безвозмездной основе оказывает консультационные услуги предпринимателям, самозанятым гражданам.
Сделано в России
Продукцию Приморско-Ахтарской швейной фабрики хорошо знают далеко за пределами региона. Джинсы, которые шьются в маленьком кубанском городке, с успехом разлетаются по всей стране. По качеству они ничуть не уступают европейским или азиатским, а довольно демократичной ценой и вовсе выгодно отличаются от многих зарубежных аналогов. Владельцы бизнеса – Евгений Шевченко и Ирина Долбилова уверены: российские товары должны вытеснять с рынка иностранных конкурентов. Для этого у нас есть все возможности.
– Краснодарский край еще при Советском Союзе был не только аграрным, но и «швейным» регионом, – сказал Евгений Шевченко. – У нас работали и ткацкие комбинаты, и множество швейных предприятий. В корпусах, где мы сейчас находимся, тоже располагалась швейная фабрика, с середины XX века здесь шили школьную форму. Некоторые мастерицы этого производства до сих пор трудятся у нас. Правда, в 90-е годы большая часть легкой промышленности Кубани, да и страны в целом, пришла в упадок. И сегодня лишь 5 процентов текстильной продукции на рынке сделано в России, остальное – импорт. Но идея возрождать и развивать легкую промышленность лежит, что называется, на поверхности. Прежде всего потому, что здесь всегда будут стабильные рабочие места: швейное производство пока нельзя полностью автоматизировать и заменить людей машинами.
Возрождать разрушенное в перестройку производство Евгений Шевченко начал много лет назад. Тогда это была уже не фабрика по производству школьной формы, а остатки совместного российско-итальянского предприятия, которое шило джинсы. Оборудование стояло хорошее, швеи набирались опыта в Европе, туда же потом отправляли готовую продукцию, но иностранные партнеры решили бизнес свернуть. Российские владельцы не удержались на плаву в бушующем море рыночной экономики и обанкротились. Но Евгению удалось выкупить часть оборудования и спасти самое главное – профессиональный коллектив, который тогда оказался без работы.
Мастер швейного цеха Елена Петрусенко – как раз из таких старожилов. Вместе с мужем-закройщиком они работают на фабрике более 20 лет. Помнят разные времена: и повальные сокращения, и безденежье, и смену собственников. На их глазах предприятие стало возрождаться: объем заказов увеличивался, зарплаты росли, а условия работы становились все комфортнее. И этот период продолжается до сих пор.
Семь раз отмерь
Времена для становления бизнеса Евгению Шевченко достались не самые лучшие: страну накрывали экономические кризисы, подъем в делах сменялся упадком, потом снова начинался подъем. Чаще получалось справляться с трудностями своими силами.
Но в последние годы государство начало предоставлять предпринимателям множество займов и субсидий, поэтому воспользовались ими при первой же возможности.
– Наша главная «головная боль» – нехватка оборотных средств, – говорит Ирина Долбилова. – Два года назад мы расширились: открыли два новых цеха, наладили выпуск трикотажа, которым раньше не занимались. Деньги вкладывали в том числе и в новое оборудование. Часть продукции мы делаем на заказ, она продается потом под чужими торговыми марками – кстати, продается очень успешно, в московском ГУМе на наших джинсах ценники в 30 тысяч рублей. Но часть товара мы продаем сами на маркетплейсах и в несколько раз дешевле. Для насыщения их товаром понадобилась государственная помощь. В региональном Фонде микрофинансирования мы взяли заем в размере 4,8 млн рублей.
На деньги займа швейному предприятию удалось закупить крупную партию сырья. Импортозамещение здесь только набирает обороты, но уже есть российские поставщики: нитки привезли из Санкт-Петербурга, подкладочную ткань – из Пермского края. Пока в России почему-то никто не производит молнии, ниша пустует и ждет своих бизнесменов. Да и джинсовую ткань приходится покупать в Узбекистане – но здесь ситуация безвыходная, в России выращивать хлопок не позволяет климат.
– Государственной поддержкой мы хотим воспользоваться еще, – рассказал Евгений Шевченко. – Теперь думаем попросить для пополнения оборотных средств сумму побольше – 15 миллионов рублей, такую возможность предоставляет Фонд развития промышленности и министерство промышленной политики Краснодарского края. В год мы выпускаем около 70 тысяч единиц товара, и объемы можно увеличить.
И в восхитительных штанах
В прошлом году Приморско-Ахтарская швейная фабрика стала победителем краевого конкурса в области качества «Сделано на Кубани». Конкурентоспособность выпускаемой продукции еще раз подтвердили эксперты высокого уровня. Да и покупатели «голосуют рублем»: часто гости из других регионов, которые приезжают летом к теплому Азовскому морю, специально находят адрес фабрики и приходят, чтобы купить понравившиеся вещи прямо на производстве.
– Собственный офлайн-магазин – одна из наших целей на ближайшее время, – сказала Ирина Долбилова. – Пока что весь товар разлетается к покупателям, как говорится, сразу из-под иглы швейной машины. Но если появятся дополнительные средства, откроем небольшой склад и будем торговать прямо рядом с цехами, и цены будут еще ниже.
Есть задумки и об изменении ассортимента. Например, до сих пор не охвачен сегмент «плюс-сайз», который включает размеры от 54-го и выше. А спрос на такие вещи есть, и немалый. Также в планах производство более дорогой, премиальной одежды под новым брендом.
– Это будут не просто джинсы из более дорогой ткани. Мы сможем отшивать маленькие, лимитированные коллекции по самым последними модным тенденциям. Не секрет, что до российских регионов мода массово докатывается спустя полтора-два года после того, как «выстрелила» на главных подиумах мира. Теоретически мы можем очень быстро вводить в производство актуальную модель – на фабрике есть свои модельеры. Но дешевыми такие вещи, конечно, не будут. Хотя уверен – на них тоже найдутся покупатели, – считает Евгений Шевченко.
А чтобы найти новых партнеров и расширить бизнес-связи, представители предприятия собираются в этом году поучаствовать в специализированной выставке легкой промышленности в Краснодаре: власти региона постарались создать альтернативу популярной московской выставке индустрии моды, куда организаторы с неохотой приглашают новых производителей.
Свистать всех на верфь
Приморско-Ахтарский завод металлоконструкций тоже внес свою лепту в российское импортозамещение. На предприятии, занимающемся строительством и реконструкцией судов, сконструировали и выпустили собственный аналог популярного финского земснаряда. Эти плавучие средства используются для углубления дна рек и озер, очистки водоемов, других гидротехнических работ.
– С финнами отношения у России сейчас напряженные, и это стало стимулом для разработки собственного проекта, – рассказал директор предприятия Александр Хворост. – Хотя идея такая была у нас давно, еще до введения санкций. В нашем судне используется только российское оборудование, поэтому проблем с запчастями у заказчиков не будет. И это несомненное, огромное преимущество кубанского судна по сравнению с главными на сегодня конкурентами – китайскими земснарядами. В конце прошлого года первый опытный образец успешно прошел все испытания и уже отправился к заказчику.
Начинало Приморско-Ахтарское судостроительное предприятие в 2012 году с очень узкого направления: арендовав небольшой цех на базе бывшей судоверфи, Александр Хворост производил металлоконструкции для промышленности. Поставляли их на крупные предприятия: Новочеркасскую ГРЭС, Абинский металлургический завод, Афипский НПЗ. А потом заметили еще одно перспективное направление для развития бизнеса: в крае, да и в стране в целом, был велик спрос на плавтехнику. Судостроение, некогда популярное и хорошо развитое в нашем регионе двух морей, было в упадке. И с 2017 года на заводе металлоконструкций занялись изготовлением судов, земснарядов.
Наша гавань выпускает корабли
Первый судостроительный заказ Александр Хворост помнит очень хорошо: это было изготовление земснаряда для Крыма. Тогда на полуострове шло бурное строительство дорог, зданий, для этого был необходим песок, а добывать его должны были именно земснаряды. Заказчик остался доволен, судно работает по сей день, идут переговоры еще об одном агрегате. Дальше – больше. Земснаряды и корабли разной архитектуры и мощности с небольшого кубанского производства отправлялись во все концы страны – от Камчатки до Санкт-Петербурга. Завод получил признание Российского классификационного общества, которое осуществляет надзор за судостроением и судоремонтом, и это расширило круг потенциальных клиентов.
Прогулочный двухпалубный катамаран «Анапа» вместимостью 120 человек, сошедший со стапеля в Приморско-Ахтарске, сейчас перевозит пассажиров по Черному морю. Научно-исследовательский катамаран «Черномор» занимается поиском затонувших судов времен Великой Отечественной войны в Керченском проливе и планирует переход на Балтику. Кроме того, к судостроению добавилось еще одно направление – ремонт и реконструкция кораблей.
– Не могу сказать, что у нас уникальный завод, но таких предприятий в России мало, – уверен Александр Хворост. – Мы полностью заняли ту нишу, которую рассматривали при запуске производства. Да, кроме нас есть так называемые гаражные предприятия, но заводу они не конкуренты. И есть, наоборот, очень большие судостроительные корпорации, которым неинтересны маленькие заказы, и они в этом плане тоже нам проигрывают. Именно поэтому Приморско-Ахтарск во всей России знают как город, где производят корабли и земснаряды.
Курс на расширение
С каждым годом у завода металлоконструкций все больше работы. Предприятие расширяется, получая при этом поддержку государства. Администрация Краснодарского края при размещении заказов для нужд региона отдает безусловное предпочтение своим производителям. В 2023 году Приморско-Ахтарский завод построил 5 земснарядов, 3 из которых – для министерства природных ресурсов края. Коллектив завода, который когда-то начинался с трех человек, вырос до 60 человек. Среди них высококлассные специалисты, которые всю жизнь проработали в судостроении,– инженеры, технологи, электрики.
Для того чтобы заказы выполнялись в срок, каждый год обновляется технический парк предприятия. Несколько лет назад здесь появилась новая плазменная резка для раскроя металла, которая позволила увеличить точность и скорость работы. Купили новое сварочное и металлообрабатывающее оборудование, более современные токарные станки. Открыли дополнительный механический участок в отдельном помещении, увеличили штат токарей.
– Сейчас завод работает на арендованных площадях, но в планах выкупить всю территорию в собственность, – рассказал Александр Хворост. – Это более 6 гектаров земли и около 40 строений. Для этого хотим обратиться за льготным кредитом в Фонд развития промышленности края. Специалисты регионального министерства промышленности уже приезжали к нам, рассказали обо всех вариантах господдержки. Меня заинтересовали займы с очень хорошими процентами – от 2 до 5, в зависимости от залога. Все знают, что в банках таких низких процентов сейчас нет. Конечно, у государства для добросовестных производителей отличные условия для финансовой помощи. Думаю, в итоге мы ею воспользуемся.