Александр Руппель: «Каждый четвертый рубль в инвестпортфеле Кубани идет в курортную сферу»
По следам состоявшегося в июне Петербургского международного экономического форума – 2024 «КН» поговорили с вице-губернатором о том, как будут развиваться курорты Краснодарского края.
Рост в 40 раз за пять лет
– Александр Александрович, совсем недавно закончился Петербургский международный экономический форум, и почти 70 процентов соглашений, которые заключил Краснодарский край, касались курортной сферы. Чем она привлекательна для инвестора?
– Совершенно верно, из 272 миллиардов рублей подписанных соглашений 193 миллиарда рублей – это проекты в сфере курортов. Скажу больше: во всем инвестпортфеле Краснодарского края, а это больше трех триллионов рублей, сейчас практически каждый четвертый рубль – это инвестиции в санаторно-курортную сферу.
Ничего удивительного в этом нет. Наверняка каждый хоть раз в жизни слышал поговорку: «Если есть на свете рай – это Краснодарский край» или: «Знал бы прикуп – жил бы в Сочи». Мы живем в главном курортном регионе России, который каждый год бьет собственные рекорды по турпотоку. А где есть спрос, там неизбежно появится предложение.
Со своей стороны, чтобы подстегнуть бизнес, с 2020 года мы увеличили господдержку почти в четыре раза: сейчас в целом у нас 183 преференции на общую сумму более 45 миллиардов рублей. Некоторые из этих мер поддержки – отраслевые. Например, мы единственный регион в стране, который предлагает отельерам льготу по налогу на имущество сроком на 10 лет – это позволяет бизнесу сократить срок окупаемости и гораздо быстрее выйти в плюс.
Более того, мы запретили жилищное строительство в 500-метровой зоне от уреза воды, и застройщики стали продавать землю отельерам по разумной цене.
Результат не заставил себя долго ждать. За последние пять лет инвестпортфель курортной отрасли увеличился более чем в 40 раз – это фантастический рост! Сейчас у нас 63 крупных проекта на общую сумму свыше 700 миллиардов рублей. Их реализация позволит к 2032 году создать в крае 42 тысячи новых номеров и почти 26 тысяч новых рабочих мест. По расчетам экспертов, это увеличит турпоток более чем на полтора миллиона человек в год. И это без крупных федеральных проектов.
– Вы говорите про «Новую Анапу»?
– Да, и это в том числе. Уже в ближайшее время в крае стартует реализация трех крупнейших в России проектов создания новых всесезонных курортов. Это «Новая Анапа», которая будет построена буквально с нуля, «Турьев Хутор», который станет продолжением популярного горнолыжного курорта «Роза Хутор», и «Абрау-Дюрсо» – это многоотраслевой проект, который составит конкуренцию знаменитым курортам Италии и Франции. Совокупный объем инвестиций по этим проектам превысит 500 миллиардов рублей, будет создано почти 22 тысячи новых рабочих мест. После реализации этих проектов наш номерной фонд увеличится почти на 17 тысяч номеров, а годовой турпоток – почти на 1,6 миллиона человек. При этом особенно важно, что в реализацию этих проектов «зашито» и решение инфраструктурных проблем территорий – новые дороги, сети, мусорные полигоны.
Все в плюсе
– Можно ли как-то оценить, как такие курортные проекты влияют на развитие городов и районов в целом?
– Можно не просто оценить, но и измерить. Я всегда говорил, что туризм для нас – тот стартер, который раскручивает весь маховик отраслей экономики. С учетом мультипликатива мы оцениваем его вклад в валовой региональный продукт на уровне 20 процентов. Развитие туризма неизбежно тянет за собой развитие транспорта, потребсферы, АПК, промышленности, строительства.
За прошлый год мы приняли 18,6 миллиона человек – это исторический рекорд для Краснодарского края, тем более в режиме практически закрытого неба (в Краснодарском крае сейчас работает только аэропорт Сочи. – Прим. ред.). Чтобы вы понимали – в Олимпиаду было почти 12 миллионов, в год чемпионата мира по футболу – около 16 миллионов. А в этом году, если сохранится текущий темп роста, мы примем около 20 миллионов туристов!
С учетом постоянного населения совокупный рынок сбыта Краснодарского края – больше 24 миллионов человек, это делает наш регион максимально привлекательным для всех отраслей потребсферы, и она развивается семимильными шагами. Мы традиционно занимаем третье место в России по обороту розничной торговли, по обороту бытовых услуг. По обороту общепита у нас четвертое место в стране, мы идем сразу за столичными регионами. Без туризма таких показателей не достичь.
Дальше – сельское хозяйство и промышленность. Несколько лет назад мы замкнули цепочку производства и потребления по таким направлениям, как АПК и промышленность. Сейчас наши предприятия могут полностью закрыть все потребности санаторно-курортной сферы: от стройматериалов, мебели и средств гигиены до оборудования для кухни и продуктов питания. Вкупе с импортозамещением и нашими отраслевыми мерами это дало ощутимый результат: только в промышленности инвестиции за пять лет выросли в 4,5 раза, в агропромышленном комплексе – на 25 процентов.
Даже в IT-сфере мы увидели рост! Краснодарский край сейчас занимает первое место в Южном федеральном округе и седьмое – в России по выдаче льготной IT-ипотеки, и это преимущественно жилье в курортных территориях. Со своей стороны, мы подстегнули интерес IT-сообщества к региону – добавили несколько профильных мер господдержки, в том числе снизили ставки по УСН с шести до одного процента по объекту налогообложения «доходы», с 15 до пяти процентов – по объекту «доходы – расходы». В итоге количество компаний за пару лет увеличилось вдвое – сейчас их больше 2400, а инвестиции в этой сфере выросли на 11 процентов.
Можно посчитать эффект туризма даже для социальной сферы. По оценкам отраслевых экспертов, в бюджет с одного туриста поступает 630 рублей. То есть почти 12 миллиардов в год – это те средства, которые будут в дальнейшем направлены на развитие экономики и социальной сферы, ведь у нас социально ориентированный бюджет.
Когда подешевеет отдых
– Есть поговорка: «Сначала ты работаешь на имидж, потом имидж работает на тебя». Курорты Краснодарского края – уже хорошо известный бренд, как они будут развиваться дальше?
– Сейчас мы определили три основные линии. Во-первых, диверсифицируем турпродукт и предлагаем все новые виды отдыха. Взять, например, эногастрономический туризм. За прошлый год количество туристов на этом направлении выросло в пять раз – до одного миллиона человек! А в целом за последние 10 лет количество винодельческих хозяйств, принимающих туристов, возросло в шесть раз – с пяти до 30. Мы подстегиваем этот интерес и в этом году в первых числах октября проведем уже вторую «Черноморскую винную неделю». Из новинок, кстати, в этом году мы презентовали первый маршрут для промышленного туризма. Ну и традиционно – пеший туризм, сельский, активные виды отдыха.
Второе направление развития – повышение сервиса и качества инфраструктуры. Чтобы сделать туриста возвратным, мы должны предложить ему условия на уровне популярных мировых курортов. Мы уже движемся в этом направлении: разработали «Стандарт пляжного отдыха», понятный и четкий набор услуг для форматов «Все включено» и «Ультра все включено», облагораживаем общественные места на курортах. Но в этой части, конечно, еще много работы.
Третий вектор – увеличение номерного фонда, в том числе в сегменте четыре-пять звезд. Сейчас у нас 301 отель имеет эту категорию, из них 81 работает по системе «Все включено». На летний сезон они забронированы практически на 100 процентов, спрос превышает предложение – и цена растет, это закон рынка. Новые отели и комплексы, которые сейчас строятся в Краснодарском крае, расширят предложение в этом сегменте, и тогда уже отельеры станут бороться за туриста, предлагая более выгодные условия.