Ольга Прокофьева: «Играть так, чтоб увезли на скорой»
Есть роли, которые приклеиваются к актерам раз и навсегда, а фильмы становятся культовыми. Такая досталась в свое время актрисе
– Не надоело быть Жанной Аркадьевной?
– Ничего плохого в этом нет. У многих актеров есть свои роли-визитки. У Натальи Гундаревой – «Сладкая женщина», у Женечки Симоновой – «Принцесса»… Я в «Няню» попала случайно. Пробы проходили долго – около года. И я уже решилась сняться в другом фильме. И тут опять позвонили из студии. Ну, думаю, последний раз пойду. Оказалось, приехали американцы – владельцы прав на этот ситком. Меня утвердили.
– На съемочной площадке было весело?
– Скорее волнительно. Для Сергея Жигунова игра в комедии была в новинку. Настя Заворотнюк ранее не исполняла характерные роли. Что же говорить о нас с Борисом Смолкиным? Мы ведь театральные актеры! И понятия не имели, что такое комедийный сериал. Без казусов не обошлось, конечно. В американской версии актеры играют под смех в зале. Наш режиссер отказался от этого – и так проблем хватало. Пришлось помучиться и с текстом. Например, я отказывалась называть свою партнершу «стервой». Порой мы не понимали юмор в оригинальной версии. Приходилось даже обращаться к американцам за разъяснениями. А иногда шутки в американской версии были «ниже пояса». Конечно, мы их переделывали. Ведь нас смотрели дети.
– Однако все срослось…
– Да. Когда в нашу команду пришел режиссер Алексей Кирющенко. Он буквально на пальцах нам показывал, как играть, куда встать, что говорить. Но тогда никто и не думал, что в фильме будет более 15–20 серий. Однако рейтинги его постоянно повышались. И мы снимались еще и еще… И вскоре мне стало казаться, что я смеюсь, как Жанна Аркадьевна, жестикулирую, как она. Оказалось, что мне легче было войти в ее образ, чем выйти из него (улыбается). Можно по-разному относиться к сериалам. Одно могу сказать точно – мы все старались делать свою работу честно, на совесть. И популярность – следствие этого.
– С Алексеем Кирющенко продолжили сотрудничество?
– Продолжили. Сейчас снимаюсь у него уже во второй части фильма «Между нами, девочками». Играю интеллигентную скрипачку с высокими моральными принципами. Для роли осваивать скрипку не пришлось – с детства знаю этот инструмент. Еще играю на пианино и гитаре… Однако в приоритете у меня театр: много лет служу в театре имени Маяковского, куда меня пригласил еще мой преподаватель из ГИТИСа Андрей Гончаров. Проповедую его школу, все, чему он научил. Он так говорил: если спектакль начинается в семь вечера, у актера должен быть прилив творческих сил именно к этому времени.
– Наверно, сложно соблюдать эти условия современному актеру, который занят и в театре, и в кино, да еще и регулярно гастролирует?
– Сложно, но возможно. Вот еще его фраза: «Играть надо так, чтобы на улице тебя ждала «скорая».
– Тут и до эмоционального выгорания недалеко?
– Бывает и такое: надо выступать, а в душе – пустота. Но я нашла для себя рецепт. Во-первых, мне помогает спорт. Зимой встаю на лыжи. Летом – плавание. А еще люблю игровые виды спорта. С удовольствием смотрела чемпионат мира по футболу в прошлом году. У меня и паспорт болельщика был. Второе – общение с любимыми, родными людьми. Оно всегда наполняет радостью.
– Как вы вообще решили стать актрисой?
– Мечтала с детства, как и многие девчонки. Рассказала о своем желании маме. И хотя семья у нас не театральная, она меня не стала отговаривать, а наоборот, поддержала. Нашла для меня драмкружок. И вообще, помогала чем могла. Дебютировала я на сцене в роли Чебурашки. Потом мне дали играть Герду в «Снежной королеве». А вот в театральный я поступила только со второй попытки. Пошла бы и на третью, если бы понадобилось – характер у меня упрямый. Хорошо, что меня заметил Андрей Гончаров, и попытки прекратились (улыбается).
– Можете вспомнить самую психологически сложную роль?
– Во время учебы в ГИТИСе нам давали разноплановые роли. Гончаров говорил, что в каждом из нас должны «сидеть» двенадцать молодцов, то есть играть двенадцать разных персонажей. И вот в дипломном спектакле «А завтра была война» мне досталась роль учительницы Валентины Андроновны, которая довела свою ученицу до самоубийства. А ведь дипломная работа очень важна: на тебя приходят смотреть именитые режиссеры, которые могут предложить потом и работу у себя в театре. Но роль этой злющей мымры у меня никак не получалась! К тому же я думала, что таких страшных «теток» вообще ни в один театр не примут. Но Андрей Гончаров и тут мне помог – взял не только к себе на курс, но и в театр. И сейчас стараюсь каждой ролью удивлять зрителей. Делать новую роль не похожей на предыдущую. Стараюсь брать не красотой, потому что не считаю себя красавицей, а обаянием. Для обаятельного человека не важен ни возраст, ни внешность. И к своим ролям готовлюсь, как учил другой мой преподаватель – Марк Захаров, двадцать четыре часа в сутки, без перерывов на обед и выходных.