Аркадий Мамонтов: «Журналист должен быть любопытным разгильдяем»
Тяжеловес российской журналистики, телеведущий, автор резонансных документальных фильмов Аркадий Мамонотов провел мастер-класс в
Первый же вопрос, который задал корреспондент гостю: зачем журналист-расследователь приехал в кубанскую столицу? Планирует снять фильм? Так и есть.
– В следующем году будет праздноваться 450 лет служения казачества России. Я хотел бы сделать большой документальный фильм и показать казачьи вольницы, – говорит Аркадий Мамонтов. – Особенно земли Кубанского и Донского казачьих войск. Это будет рассказ об истории и современной жизни этих территорий.
– Значит, съемки будут проходить на Кубани?
– Очень надеюсь, что мы придем к такому соглашению, эти съемки будут всем интересны.
– То есть вы сейчас просто присматриваетесь?
– Именно.
– Аркадий, многим вы запомнились по эмоциональным репортажам с места гибели атомной подлодки «Курск». Вы стали единственным корреспондентом, работавшим на борту крейсера «Петр Великий». Вы в самой лодке были?
– Когда ее подняли, я не пошел… Есть места, куда входить нельзя. Есть заповедные эпицентры трагедии. В следующем году исполнится 20 лет с момента той страшной аварии. Буду, наверное, еще один фильм делать.
– Когда журналист становится настоящим?
– Когда поступает на факультет журналистики, тогда и становится. Поверьте, и в США, и в КНДР с этим одинаково – если выбрали эту профессию, будете в ней до конца. Новости становятся вашей второй натурой.
– Какие главные черты журналиста?
– Разгильдяйство и любопытство. Должно быть интересно жить, надо уметь рисковать!
– А какими качествами должен обладать режиссер?
– Он должен быть интересным в первую очередь. И уметь видеть жизнь с разных сторон. Например, я долгое время не пил и не курил. Был такой воспитанный мальчик из интеллигентной семьи. А вернулся из армии, стал говорить басом и ругаться матом… Школа жизни!
– Есть ли журналисты, с творчеством которых обязательно надо ознакомиться?
– Был такой Уолтер Конкрайт, американский тележурналист и телеведущий. В свое время он посетил Вьетнам и снял в 1968 году антивоенный документальный фильм. Благодаря этому политика продолжения войны потеряла поддержку среди американцев. Он был одним из тех, кто раскрутил Уотергейтский скандал… Как-то я был слушателем лекций Конкрайта.
Знаете, многие журналистские находки только потом выглядят, как удачи. А поначалу – это задание редакции или госзаказ. Так, у меня было с фильмом про «шпионский камень». В 2006 году вышел сюжет «Шпионы» телепередачи «Специальный корреспондент», в котором я рассказывал об особом приборе, замаскированном под обычный камень в одном из скверов Москвы. С его помощью сотрудники английской разведслужбы обменивались сведениями с агентами.
– К чему должен быть готов журналист?
– К разочарованию. Через это чувство пришлось пройти и мне. В 1989 году я снял сюжет о задержаниях экологов на московском митинге. Но руководство мне сказало: «Все классно, но это никуда не пойдет, не надо нагнетать, пойди лучше пивка попей». У меня, кстати, до сих пор пять фильмов лежит «на полке». Может быть, и правда не стоит их сейчас показывать... Уж слишком жесткие.
– Что посоветуете начинающим журналистам? Может, что-то почитать?
– Антон Чехов – самый кинематографичный писатель, я считаю. Просто находка для операторов его короткий рассказ «На станции». Попробуйте его раскадрировать, когда прочтете, и тогда поймете, о чем я говорю.
Еще я бы советовал почитать бытописателя Москвы Владимира Гиляровского. У него редкое чувство языка, и творчество идет через колоритные образы старины.
Обязательно рекомендую смотреть советское документальное кино. Это наш золой фонд. Например, фильм 1986 года Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?».
– А как вам современная документалка?
– Сейчас другое время. У нас каждый блогер считает себя и журналистом, и режиссером. Да, можно, конечно, снять фильм даже сотовым телефоном. Но для этого ты должен быть профессионалом и снимать каждый сюжет так, будто он последний в твоей жизни.