В Краснодаре вышел в свет очередной том серии «История, этнография, фольклор Кубани»
В новой книге участники Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции рассказывают о малоизвестных обрядах Темрюкского района.
Книга вышла в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры». Ответственный редактор, один из авторов этой книги –Николай Бондарь, профессор, научный руководитель Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции, заведующий Научно-исследовательским центром традиционной культуры.
Вино из «волчьего хвиста»
История земель нынешнего Темрюкского района уникальна. Здесь носители древнегреческой цивилизации взаимодействовали с кочевниками, здесь находилось древнерусское Тмутараканское княжество, а впоследствии селились татары, немцы, болгары и другие этносы.
Особый разговор – о традициях живших здесь кубанских казаков. Например, интерес представляют комичные прозвища жителей разных станиц: вышестеблиевцев называли «горобцы», жителей станицы Тамань – «колотушныкы».
Свои, самобытные названия казаки давали иностранным сортам винограда: «вивсянка», «волчий хвист»... Окончание уборки винограда отмечалось праздником, который именовали «кончина», «сабантуй».
Недаром в традиционной пище жителей района значительное место занимает домашнее вино.
– Кухня жителей района до сих пор сохраняет традиционные черты, – полагает доктор исторических наук Олег Матвеев. – Тогда как традиционная одежда стала довольно рано заменяться городской, сказывалась близость портового города Керчи. Из керченского камня местные жители иногда строили и свои дома. Жилища возводили и из самана, глиняных вальков. Местной спецификой Тамани является применение при строительных работах водорослей – камки.
Свадебный «дывэнь»
Не менее интересен комплекс родильной обрядности в Темрюкском районе. Именно здесь были записаны яркие образцы устной прозы. Например, о ребенке-подкидыше, которому «приемные родители» сразу очень обрадовались, сочли Божьим даром. Еще одна история – о дочери атамана, которая отказалась выходить замуж и рожать детей, протестуя таким образом против установления советской власти.
Научный сотрудник Научно-исследовательского центра традиционной культуры Василий Воронин особо отметил в рамках детской субкультуры практику охоты на птиц, рыбалку. Эти навыки впоследствии помогли станичникам выживать в голодные годы.
Говоря о традиции проводов казака на службу, он обратил внимание на особую роль ватажка – выборного распорядители молодежных игр на время обряда. Наличие ватажка, по мнению Василия Воронина, является элементом глубокой архаики.
Заместитель заведующего Научно-исследовательским центром традиционной культуры кандидат исторических наук Антон Зудин считает, что в Темрюкском районе имела место особая специфика традиционной свадебной обрядности. Например, в самых старинных станицах района не использовали каравай, а в роли обрядового хлеба выступала «паляныця». Своеобразен и ритуальный хлеб «дывэнь» – символ достатка молодых.
Практиковалась шуточная «родительская свадьба», когда отца и мать, как невесты, так и жениха одевали в свадебные наряды. Интерес представляет праздничное блюдо «квасок» – куриный бульон (либо уха) с томатным соком.
В старых станицах специфические свадебные парные бутылки назывались «колосовки», а в поздних – «бугаи».
Еще один примечательный обычай на Тамани. В поздних станицах (в отличие от ранних) практиковалось «забивание кола», когда в брак вступал последний в семье ребенок.
Гадание на кочерге
Профессор Николай Бондарь отмечает целый ряд специфических особенностей календарных обрядов в станицах Темрюкского района. Наиболее яркие в этом отношении – зимние святки. При этом ключевым событием рождественского блока является христославление, когда казаки носили «звезду», которую могли изготавливать из разных материалов (в других случаях – икону и крест).
Отдельная тема – рождественские гадания о замужестве. Например, девушка должна была взять пирожок, выйти на улицу, завязать глаза, сесть верхом на кочергу, надкусить пирожок и после этого попытаться выехать через калитку со двора верхом на кочерге.
Другое действо – «вождения Мыланки». Парень с девушкой, изображая Васылько и Мыланку, одеваются в яркие, красочные наряды, называемые в народе «украинскими». Иногда в это время вместе с молодежью ходил еще один персонаж – «Сидор Поликарпович». Откуда он взялся, не совсем понятно. Некоторые исследователи полагают, что малораспространенный обряд «Сидор Поликарпович» появился под влиянием городского фольклора соседней Керчи.
Примечательно, что в первый день Великого поста женщинам было запрещено выходить на улицу.
На Пасху в станицах Темрюкского района яйца красили, но не расписывали. Есть упоминания, что на этом праздник устраивались ритуальные бои, сходные с традиционными кулачками, но с использованием кольев, что порой приводило к травмам.
Также есть сведения, что кладбища местные жители посещали не только на Провода, но и на Вознесение.
Фиксируется запрет на купание в день Троицы. В этот день девушки гадали о замужестве. Для этого они «кирналы» (ныряли) с венками на голове. На Троицу местные жители украшали жилища растением ер (вероятнее всего, это был аир).
Иногда на Ивана Купалу плели венки из колосьев пшеницы.
Весьма специфическим является день Глиняного Ивана. В честь чего этот праздник, установить не удалось. Но в этот день действовал строгий запрет на любую работу с глиной.
Имели место и производственные праздники. В честь окончания ломки винограда наряжали виноградную лозу и несли ее в контору отделения колхоза. Бригадир рапортовал об итогах уборочной страды, определял лучших. Бригадиру и передовикам производства надевали венки из виноградных лоз. В этих венках их возили по станице. Отмечали окончание ломки винограда всем отделением.
Говоря о песенном фольклоре, кандидат искусствоведения Светлана Жиганова отметила особую роль ранних записей конца 1970-х годов, сделанных Николаем Бондарем. В сборе песенного фольклора также участвовали известный писатель Иван Бойко, музыковед Александр Слепов и другие.
Тогда исследователи застали еще целые ансамбли аутентичных народных исполнителей, таких как супруги Ищенко. К началу XXI века остались лишь единицы таких исполнителей. Светлана Жиганова особо отметила профессиональный ансамбль народного пения под управлением Виктора и Надежды Белоус. Исследователь выделила как наиболее яркие явления музыкального фольклора Темрюкского района песни, приуроченные к «вождению Мыланки», оригинальные свадебные песни, подразделявшиеся на поезжански, надвирни, хатни песни. Записывались и лирические, чумацкие песни, песни с историческим сюжетом.
Игорь Васильев, кандидат исторических наук, член Союза писателей России