Денис Шведов: «Я считаю, что в нынешних реалиях без терапии сложно существовать»
В интервью «КН» актер рассказал о своем герое, действенных способах справиться с зависимостью и о том, почему телезрители ни в к
На канале ТНТ начался показ полюбившегося зрителям российского сериала «Бывшие» – драмы об отношениях зависимых людей. Сразу за первым сезоном в эфир телеканала выйдет и второй, ранее не показанный на телевидении. Главную роль в сериале сыграл Денис Шведов.
– Денис, ваш герой – весьма противоречивый персонаж. Напомните его историю.
– Это история зависимого человека, который с помощью 12-шаговой программы избавляется от своих пристрастий. Он работает в реабилитационном центре психологом и встречается с пациенткой по имени Яна, роль которой исполняет Любовь Аксенова. После знакомства он понимает, что находится только на начальной стадии выздоровления и еще не готов к полноценному взаимодействию с миром. Его болезнь стала проявляться не только с точки зрения зависимости, но и в отношениях с родным братом и женщинами, которые его окружают. Благодаря встрече с Яной он понял, что не решена еще масса проблем.
Но при этом Илья и сам помогает в реабилитационном центре другим людям. Ведь один из механизмов 12-шаговой программы – ты отдаешь то, что когда-то получил. Все это основано еще на библейских принципах, и методика, как это ни странно, продолжает работать и в наше время.
– Вы как-то готовились к этой роли, изучали что-то по теме?
– Да, я готовился. Например, могу посоветовать всем зрителям поискать видео с историями выздоравливающих людей, которые делятся своим опытом, рассказывают, какие инструменты нужно применять. Если написать сценарий по рассказам этих спикеров и принести продюсерам, то они точно скажут, что такого не бывает. Но, когда ты слушаешь, становится очевидно, что это правда, ты просто чувствуешь, как она исходит от этого человека. Это невероятные истории самых обычных людей, у которых получилось избавиться от зависимости, но не благодаря каким-то молитвам или заклинаниям, а с помощью действий, предложенных самой программой. Снято все, как правило, на обычный телефон, никакого продакшена или сочной картинки. Видимо, это как раз и подкупает, ты понимаешь, что происходящее реально.
– А вы сами когда-нибудь общались с психологами?
– Конечно. Я считаю, что в нынешних реалиях без терапии сложно существовать. Особенно в творческих профессиях. Это помогает решать возникающие вопросы, и, если не находятся ответы, вполне нормально попросить о помощи. Всем рекомендую.
– Как вы думаете, почему у нас в стране до сих пор предвзятое отношение к подобным специалистам?
– Ну да, ты же мужик, должен собрать волю в кулак и сам всех порвать.
– То есть без специалиста никак?
– Когда я понимаю, что уперся в стенку, достиг предела, после которого ничего не происходит, тогда обращаюсь за помощью. Может быть, набравшись опыта и посвятив изучению несколько лет, я смогу справляться с проблемами, но при этом есть шанс сломать себе половину жизни.
– Как вы относитесь к огромному числу литературы, посвященной личностному росту? Из серии «удели этому 15 минут в день, и через неделю ты обретешь уверенность».
– Вот именно, что после прочтения книги ты обретешь уверенность на эти самые 15 минут. Прочитал, почувствовал подъем, а потом все прошло. Терапия же позволяет удерживать это состояние благодаря применению специальных инструментов. Тем более они изначально есть у каждого человека. Специалисты убирают барьер, который не позволяет ими пользоваться. Каждый может помочь самому себе, увидеть проблемные моменты и применить тот инструмент, который поможет быть счастливым.
– Если вернуться к сериалу, то ваш герой Илья постоянно прикрывает своего брата, а отец Яны ни в чем не отказывает своей дочери. Не кажется ли, что это медвежья услуга с их стороны?
– Это одна из фундаментальных проблем в нашей стране – вопросы воспитания. В СССР это понятие как таковое отсутствовало. Сейчас это возрождается, и я пробую проходить все поэтапно вместе со своими детьми. Здесь вопрос границ, понимания того, куда я могу пускать другого человека или как далеко могу переходить его границы. На первый взгляд это простейшая вещь, но одновременно один из краеугольных камней, на которых базируются взаимоотношения в семье. Если говорить проще, то, прежде чем войти в комнату к своей трехлетней дочке, нужно постучаться. Это простые шаги, которые в будущем дадут ощущение границ. В нашем сериале отсутствие у героев этих самых границ как раз выражается в скандалах и конфликтах.
– Илья вроде бы положительный персонаж. Но в чем вы видите его главные недостатки?
– У него отсутствуют навыки здоровых взаимоотношений, да и попросту навыки жизни. Он как ребенок, который не может выстроить причинно-следственную связь. Илья вырос, но не научился ориентироваться, полагается только на чувства, которые его приводят к той коллизии, которую зритель увидит на экране.
– Вы смотрите проекты с собственным участием как профессионал или как зритель?
– Актеры в своем большинстве смотрят фильмы и сериалы только как зрители. Бывает, вижу сцену со своим участием и понимаю, что сыграть надо было немного по-другому, и тогда я испытываю небольшую досаду. Хотя раньше, например, вообще не мог смотреть проекты со своим участием. Даже собственный голос не мог слышать. А сейчас принимаю себя таким, каков я есть.
– «Бывших» смотрели?
– Да, смотрел. Одна из главных творческих задач, стоявшая передо мной в этой работе, – попытаться выглядеть по-другому, роль стала чем-то вроде проверки моих профессиональных навыков. Я даже специально похудел к этой роли, а потом настолько увлекся, что в течение полутора лет после окончания съемок сидел на сыроедении.
– Чем, на ваш взгляд, сериал «Бывшие» примечателен? Почему его обязательно стоит смотреть?
– Знаете, если в двух словах пересказать сюжет, то может создаться впечатление, что проект не представляет из себя ничего особенного. Но, когда начинаешь смотреть, осознаешь, что снято, сыграно, срежиссировано все таким образом, что попадает точно в тебя. Создается впечатление, что все происходит если не с тобой, то где-то рядом, с твоими знакомыми, друзьями или близкими. История интересна своей жизненностью, простотой, ощущением того, что это не сценарий, а реальность, в которой ты или косвенно участвуешь, или наблюдаешь, находясь где-то поблизости. Да, безусловно, можно в очередной раз вспомнить социальные проблемы, обозначить посыл, сверхидею... Но зрителю же важно просто что-то почувствовать, и наш сериал предоставляет эту возможность сполна. Это сложно описать словами, уложить в какие-то штампы и характеристики. Ты смотришь, и либо это есть и ты это чувствуешь, либо нет. Это сериал, построенный на ощущениях…